Как делать интересные снимки?

Фотография — один из самых странных и неоднозначных медиумов в искусстве. Совершая одну революцию за другой, она постоянно бросает вызовы тем, кто решается заняться ей серьезно. Переход от аналоговой фотографии к цифровой, и далее к мобилографии вызвал повышенный интерес к созданию изображений в повседневной жизни. Теперь мы не только потребляем фотографию, но и активно создаём её.

Обратив внимание на окружающий мир с помощью фотографии, взгляд человека становится более пристальным, каждая деталь видится интересной, все хочется «сохранить» к себе, добавить в закладки, перенести в любую доступную сегодня физическую память. Кадры, сделанные с этой целью могут быть простыми, неинтересными для стороннего зрителя, являться снэпшотами, однако, для автора к кадрам всегда присоединены эмоции, поэтому ценность этих снимков для него всегда выше.

Пропорционально возросшему количеству создателей «бытовых» снимков, возросло и количество фотографов, людей, для которых снимки выполняют не только чисто документально-социальную функцию. Это одно из самых важных достижений цифровой фотографии. Больше людей, снимающих осознанно —больше потенциально интересных снимков. В то же время, современный фотограф — это неизбежное подпадание кадров под некие шаблоны, постоянное дежавю от своих и чужих снимков. Это обусловлено разными вещами: от современных камер, снимающих примерно одинаково, до обработки, где авторы естественным образом тяготеют к модным приёмам и техникам. Тут же встает закономерный вопрос: как сделать свои снимки более уникальными, нешаблонными?

Этот качественный скачок происходит рано или поздно с большинством фотографов: легкодоступные для «фотособирательства» объекты заканчиваются, случается заполнение «визуальной библиотеки», бывает, страсть уходит, и человек переходит к другой вещи, а фотография остается как бы фоном. Либо начинает происходить внутренняя работа над собой. Конечно, работа над собой не так интересна и захватывающа, как сама съемка, когда именно момент нажатия на спуск затвора так притягателен. Процесс настолько интереснее результата, что содержание не является чем-то сильно важным. Но работа по воспитанию в себе «фотозрения» должна быть проделана, этот процесс если начинается, то уже не останавливается очень долго. Осознанное видение это то, что меняет нас. Начинаются поиски стиля, своего видения.

Что же может помочь в этом процессе?

Искать темы за пределами фотографии

Фотография — это как большой дом, в котором тысячи квартир. В каждой квартире что-то происходит, кто-то чем-то занят. Снимать можно в разных жанрах, техниках, стилях. Подходов множество. Когда у автора настолько широкий выбор что снимать, то найти свою тему, бывает, тяжело. Можно, например, снимать все подряд, тем самым поняв, что больше нравится, и заниматься только конкретно портретами, например. Ещё можно искать темы за пределами фотографии как таковой, не ограничивая себя никаким жанром. Второй путь, на мой взгляд, наиболее интересен.

Допустим, существует множество портретных фотографов, которые просто снимают красивых девушек. Отличная модная обработка, хороший свет, студия, улица, невероятный макияж, неважно, картинка красивая. Автору нравится процесс съёмки, модель довольна, лайки сыпятся. Это может быть даже коммерческая успешная работа (но в этой статье речь не идёт о коммерции). И все же, это просто фотография красивой девушки, никакого контекста. Такой снимок — это часто фотография ради фотографии. Он слишком похож на другие, поверхностен как высказывание о человеке, в нем нет чего-то важного.

Как же добавить это важное в свои снимки? Найти тему и сделать рассказ. Дать пространство для игры воображения. Передать какие-то эмоции, внести личное в снимок. Побыть искренним. Это, безусловно, требует большой работы. Однако, такие снимки с подтекстом, сюжетом — часто (но не всегда) обладают глубиной. То, что не высказать словами, то, что передается именно благодаря специфике фотографии. Наличие чего-то невыраженного, актуального, волнующего внутри себя — всегда помогает. Внешнее резонирует с внутренним, в итоге создавая контекст творчества. И в этом контексте создаются изображения, которые, вызывают что-то в зрителе, кроме восхищения технической, фотографической стороной картинки. В то же время, такое высказывание должно быть максимально чётким, внятным, технически грамотным, чтобы коммуникация со зрителем происходила легче. Форма и содержание должны быть в гармоничных отношениях. Для каждого человека это решается по-своему. В любом случае, всё в кадре должно работать на передачу сообщения — ничего не должно мешать.

Конкретно на примерах:

  • Снимая человека, пробовать строить стилистику от модели, а не пытаться вогнать её в придуманный образ. Создавать драматургию кадра отталкиваясь от характера, индивидуальных особенностей модели, в то же время, привнося своё отношение к ней в кадр;
  • Снимая город, стрит, передавать специфику места и находить связи разных объектов, форм, фактур в кадре, реагировать на них, а не просто нажимать на кнопку в надежде, что простая регистрация пространства как-то сработает;
  • Формировать серии фотографий вокруг каких-то близких себе вещей, создавать фотографические высказывания. Можно быть объективным в конкретных кадрах, но субъективным в общем контексте работы, в своих выборах: мест, объектов, событий.

Важно осознать, что тема снимков, с вышеупомянутым важным, берется не из самой фотографии, а из вещей вне её. Это применимо как к постановочным снимкам, так и к «прямой» фотографии. Взаимоотношения людей, разнообразные процессы в обществе, природе, среде обитания. Отношение фотографа к этим вещам — невероятно важно для того, чтобы кадр был интересен.

О силе фотографии

Снимки — это отражения внутренних миров людей, делающих их.

Лучшие темы — это темы, не связанные с фотографией.

Интересные снимки создают интересные люди.

На этом можно было бы, в принципе, закончить, но есть и другие, не менее важные моменты.

Избавиться от иллюзий

Иллюзии постоянно преследуют фотографа. Сначала они кажутся незначительными и не сразу даже осознаются. Но они есть, и нужно знать о них, стараться не поддаваться им. О каких иллюзиях идет речь? Они могут быть такими:

  • Иллюзия того, что новое оборудование сделает ваши снимки интереснее. Мне нужна новая камера / объектив / вспышка и т.д. Так называемый G.A.S., Gear Acquisition Syndrome − синдром приобретения оборудования. Да, оборудование важно, но: 1. нужно физически делать работу своим инструментом, 2. трезво оценивать необходимость конкретного оборудования.
  • Иллюзия «идеального зрителя». Когда вы уверены, что ваш вкус если и не идеален, то уж точно лучше вкусов большинства. Вкусы вещь непостоянная, и со временем меняющаяся, в этом легко убедиться, если посмотреть снимки других людей, которые вам нравились год, два назад. Как и любой человек, вы не идеальны, как и ваши вкусы. Примите это, будьте в курсе. Развивайте свой вкус разными способами. Не имея развитого вкуса сложно сделать что-то интересное, такое возможно разве что случайно.
  • Иллюзия лайков. Лайки — это скорее отражение «социального капитала» фотографа. Конечно, всем нравится, когда их снимки собирают десятки и сотни лайков, но это не всегда означает, что фото интересно. Часто, это лишь косвенный признак. Лайки это хорошо, но оценивать свою работу только по ним − неправильно.
  • И многие другие иллюзии, о которых нужен отдельный пост.

Иллюзии мешают созданию, нужно уметь распознавать их и не попадать под их влияние, или попадать в минимальной степени.

Пробовать новые средства

Занимаясь фотографией, мы стоим перед выбором не только то, что снимать, но и как. Форма и содержание одинаково важны. Существуют разные техники, позволяющие создать изображение, цифрой тут дело не ограничивается. Аналоговая фотография хоть и сдала свои позиции с приходом цифровой, но никуда эти старые процессы и способы получения изображения не исчезли, их используют.

Попробовать поснимать на пленку − как один из самых простых способов узнать альтернативу. Множество споров «пленка против цифры» не должны сбивать фотографа с толку. Только личный опыт позволит в полной мере сформировать свое мнение. Безусловно, скучный снимок не станет интереснее, если его снять на пленку, тут обманывать себя не стоит. Однако, сам процесс может поменять отношение к съемке, что в свою очередь приведет к созданию немного других изображений. Выбор тут очень широкий, от экспериментов с крышками-пинхолами с Ebayломографии, до съемки амбротипов и контактной печати платинотипией.

Съёмка на просроченную фотоплёнку

Отход от моментальности, «идеальности» цифры может помочь по-другому посмотреть на своё творчество. Новые техники могут натолкнуть на интересный именно вам процесс создания фото изображения.

Поддерживать свою страсть к фотографии

Страсть — это, вероятно, единственный реальный способ заниматься каким-либо делом настойчиво, упорно, долго, кропотливо и, в итоге, продуктивно. Страсть к какому-либо делу появляется не всегда, но если появляется — нужно это ценить. Поддерживать страсть важно. С одной стороны, если нужно прилагать большие усилия, чтобы что-то делать, то, может быть, страсти нет? С другой, периоды бездействия бывают у всех, и не нужно их путать с угасанием страсти. Каждый выбирает свой способ: кто-то бесконечно шерстит форумы, кто-то комментирует снимки других людей, кто-то ныряет в пучины теории фотографии, её философии. Важно постоянно быть в контексте.

О насмотренности в фотографии

Очень нужный инструмент здесь: посещение выставок. И речь не только о фотовыставках. Необходимо постоянно пополнять базу образов у себя в голове, тут наиболее полезным является столкновение с произведениями именно в реальной жизни. Впечатления от объекта искусства, находящегося прямо перед тобой, а не на экране монитора или смартфона — гораздо более яркое, впечатляющее. Нужно постоянно видеть что-то новое своими глазами. Таким образом, визуальная база будет работать максимально эффективно.

Фото события в Казани и Татарстане

Не стоит тут забывать и о книгах: альбомы фотографий, теоретические работы, книги в смежных тематиках.

Мои обзоры на фотокниги и журналы

Поддерживая страсть, вы подпитываете свою креативность, появляется желание делать что-то самому, странным образом на это выделяются, будто сами собой, время и силы, и работа происходит. Снимки появляются. А если вы просыпаетесь каждый день и не думаете о своём любимом деле — возможно, не такое уж оно и любимое?

Чтобы делать интересные снимки, нужно быть терпеливым и усердным. Не бывает успеха за одну ночь, в то же время, люди, делающие что-то для своего творчества каждый день, в итоге, приходят к результатам, которые с той или иной долей можно назвать успехом. Интересные картинки рождаются у тех, кто снимает.

Пост оказался полезен? Возможно, вы захотите задонатить мне немного денег на развитие этого блога. Сделать это можно здесь. Спасибо!