Сознательное и бессознательное в фотографии
В этом посте речь пойдет о процессе создания снимка. Чаще всего, мы видим уже готовый результат работы: картинки в социальных сетях, на выставках. Иногда можно увидеть и бекстейджи, но чаще всего их нет. Для меня, каждая съемка это деление процесса на две составляющие: техническую и «креативную». В зависимости от того, с какой целью делается снимок, превалирует либо одно, либо другое. Техническая часть — это все наши наработки, все наши средства, которые позволяют сделать кадр в принципе. Сюда входит как техника, так и наши умения, опыт. Это сознательное. Мы четко понимаем как что работает (в идеальном случае), знаем, какие нам нужны настройки, объективы, камеры, пленка, свет и прочее. Очень большая часть нашего внимания уходит именно на это. Со временем, мы учимся делать снимки выбирая те или иные средства уже на автомате, потому что мы помним, у нас есть опыт. Иногда мы можем даже экспериментировать, зная свои возможности, на что способна камера или пленка, например.
Интереснее вторая часть: «креативная». Это то, что мы, собственно, хотим снять. Как это работает? Сначала, в идеале, мы собираем библиотеку изображений. В библиотеке могут быть не только фотографии, но и видео, иллюстрации, какие-то вещи в реальном мире. Здесь есть такие подходы: либо мы собираем все подряд, либо собираем «исходники» для конкретной съемки. Во втором случае эта мини-библиотека называется «мудборд» и она очень помогает на съемке. Когда вы разобрались с технической частью, самое время посмотреть на мудборд и начать с чего-то будет проще. Более общая, глобальная же библиотека работает на ваше бессознательное, формирует ваш визуальный вкус и создает нужный фон для вашего твочества. Коллекционируйте фишки, идеи, формы. На их основе гораздо проще создавать что-то свое. В целом, во время съемки, важно не тыкаться в мудборд каждую минуту, важно помнить, что вообще в мудборде есть, отталкиваться от общего замысла, настроения. И, если все идет хорошо, вам в голову идеи придут сами. Это награда бессознательного за все те десятки и сотни тысяч просмотренных снимков. Также, очень важно правильно настроить ленты новостей в социальных сетях. Глядя на сотни фотографий в своих ежедневных потоках изображений, уже с легкостью можно категоризировать те или иные чужие снимки: куда смещен баланс. И чаще всего это смещение идет в техничность. Вас не должно это сбивать с толку: да, многие снимают только для того чтобы повторить кого-то, но это не является чем-то плохим. Хотя, если в фотографии нет чего-то от себя, то она часто просто скучна, скучна тем, у кого визуальный опыт позволяет понять, откуда взято без своих изменений. Главное это отфильтровать весь мусор и смотреть только то, что нравится. Вкусы, конечно же, со временем меняются, поэтому важно давать возможность чему-то новому попасть в ваш кругозор. Постоянно ищите что-то ещё, но не забивайте ленты слишком сильно. Окружите себя хорошим контентом. В идеале — и хорошими людьми, которые тем или иным способом занимаются визуальной культурой. И тогда бессознательное сможет вам помогать эффективнее.