Про брак в фотографии
Брак в ручной оптической печати невероятно важен. Да, это бывает очень неприятно, видеть свою фотографию неправильно экспонированной, или с какими-то неконтролируемыми артефактами, которые совсем не нужны тебе. Но это прямой фидбек на твои действия, это невозможность отменить проявленный лист. Это игра, в которой ты ставишь своё время, силы, средства. Особенно, когда речь идёт про всякого рода необычную печать, типа печати в модифицированных проявителях, в лит-проявителях и прочем таком не сильно контролируемом.
Ты узнаёшь, как ты не хочешь. Иногда узнаешь, как хочешь. Сколько ни симулируй в фотошопе соответствующие эффекты на скане, чтобы прикинуть, как будет смотреться картинка — это бесполезно, потому что результат всегда сильно, очень сильно превосходит то, что ты предвизуализировал. Да, что-то похожее есть, но в реальности отпечаток по тонам, по атмосфере это нечто такое, что заставляет убеждаться раз за разом, что только в ручной печати лично мне и интересно видеть мою же фотографию.
Если у вас нет бракованных отпечатков, можно сказать, что вы и не печатали вовсе. Ошибки в аналоговых процессах стоят дорого (иногда очень дорого), но и уроки, которые они преподносят тоже невероятно ценны. Ошибиться очень легко: тут вам и забыть закрыть диафрагму, и забыть отмаскировать какие-то элементы (особенно, если манипуляций много), и даже неверно составленные растворы. Избегать ошибок необходимо, нужно делать всё правильно и стараться следить за технологическим процессом. Однако, когда брак случается — это напоминание, что процесс не так прост, что ошибки — часть работы. Умение распознавать проблемы и исправлять их очень важно. Работа должна быть проделана, ошибки не должны останавливать. Брак — ваш лучший друг. Никто вас не научит так же хорошо, как ваши бракованные отпечатки.