Выставка «Punktum» в РОСФОТО

Выставка «Punktum» в РОСФОТО это собрание работ трёх петербургских фотографов: Бориса Смелова, Марии Снегиревской, Алексея Зеленского. Временной период снимков: от начала 1980-х до конца 1990-х, период 1990-х годов в приоритете. Название отсылает к термину французского философа Ролана Барта, который появился в его работе «Camera Lucida», означает он что-то, что пробуждает в зрителе особое глубокое чувство от просмотра фотографии. Авторы работали вместе в одно время, их объединяет тема города. У группы состоялась всего одна выставка «To be continued» в галерее «Борей» в 1995-м году, на текущей выставке совместное экспонирование работ участников происходит впервые за долгое время.

Борис Смелов

Говоря о фотографии в Петербурге, совершенно невозможно не упомянуть Смелова. Город: большой, многогранный, хитрый, закрытый − за 30 с лишним лет открылся его взгляду, отпечатки − доказательство прочтённых, воспринятых мест, которые так сложно захватить, осознать, постичь. В 2009-м году в Русском музее прошла большая ретроспективная фотовыставка Смелова, к которой был выпущен каталог. Издание тут же стало редким, сейчас его довольно тяжело найти, у меня до сих пор его нет, как я ни старался, поймать эту книгу сложно. Дождаться выставки с оригинальными отпечатками оказалось проще.

Про Смелова, без сомнений, помнят, вот и эта выставка оказалась новым представлением его видения, в контексте ещё двоих фотографов. Смелов то забирается на крыши домов, то просится в гости к случайным людям, чтобы из нужного окна поймать удачный ракурс, то гуляет по набережным каналов с инфракрасной плёнкой. Одними из самых известных его работ являются снимки Летнего сада, со скульптурами.

В то же время, на выставке представлены и некоторые из его натюрмортов. Смелов был известен очень точным выбором вещей, его умение создавать связи между объектами, включая и внешний мир в окнах, отражениях, трудно не заметить.

На мой взгляд, Смелов как был автором самим в себе, таким он и остаётся на выставке. Однако, если помещать его снимки рядом с другими двумя авторами, выигрывают все.

Мария Снегиревская

Снигиревская также работает с городом, изучая тонкие нюансы теней Петербурга, снимая портреты людей, обращает свой взгляд на сценки, находит интересные ракурсы. Её взгляд более… романтичный. При часто высоком контрасте, город предстаёт в игре связей со своими обитателями, не обязательно с людьми. Город под другим углом, иногда буквально. Уровень композиций, игры света и тени очень высок, все работы, что я приметил, были для меня примером, как в плане печати, так и в плане сюжетов. Как хочется ухватывать что-то подобное, но я ещё только в пути до своих ключей от Петербурга.

Алексей Зеленский

Любопытно было посмотреть работы и этого автора. Для меня он оказался совершенно новым, я никогда до этого не видел фотографий Зеленского. Снимки меня порадовали, включаясь в общий контекст выставки, они хорошо поддерживают общую тему, особенно хочется отметить довольно большие форматы печати (примерно 50х50 см), что у меня, как у человека тоже печатающего вызывает только радость от деталей и воспринимого чуть по-другому пространства изображения. Работы Зеленского временами имеют более абстрактный характер, но и городская тема тоже представлена. Есть очень сильные на мой взгляд работы. Информации об авторе не так уж и много, надеюсь, в скором времени, получится узнать о творчестве этого человека больше. Эта выставка оказалась хорошим знакомством.


Экспозиция порадовала, мне всегда очень приятно увидеть реальные отпечатки, тем более от авторов, которые мне интересны. Не перестаю делать акцент на том, что это ручные отпечатки, смотрятся они хорошо. Мало снять интересный кадр, нужно ещё уметь его напечатать. И это умение приобретается далеко не сразу. Совершенно точно необходимо смотреть на хорошие отпечатки, чтобы было к чему стремиться. Сюжеты фотографий на выставке органичны по форме, и это трудно передать словами, нужно приходить и смотреть.

Ещё хочется отметить работу с залами, периодически тут и там на стенах появляются герои снимков, в этом случае, они не кажутся чем-то сильно лишним, хотя, возможно, без них выставка бы ничего существенного не потеряла. Не во всех залах подходящий свет, но, в то же время, он достаточен для восприятия работ. В одном из залов демонстрируется видео интервью с Алексеем Зеленским, который несколько проясняет общую картину творчества группы, его стоит посмотреть (на сайте РОСФОТО)

Хорошая выставка для всех, кто любит Петербург и хорошую фотографию. Кажется, города с этих снимков уже и нет, но, очевидно, есть другой. Возможность посмотреть на город, которого нет, чтобы попытаться понять город, который есть.

Выставка проходит по адресу: Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 35 до 10 января 2023 года

Пресс-релиз на официальном сайте