«Москва—Казань—Москва» публикация в каталоге выставки

В 2018-м году я написал небольшой текст, который сопровождал серию моих работ «На окраинах Казани» на выставке «Казань—Москва—Казань» в 2018-м году в галерее «Царская башня» в Москве. В этом посте привожу текст оттуда полностью.


Спрашивая себя, как охватить и передать суть родного города, неизбежно сталкиваешься с проблемой передачи эмоций. Говорить о городе как о месте, где ты живёшь и работаешь практически всю свою жизнь, всегда непросто. Город сложно определить. Его форма постоянно меняется, время течёт неравномерно. Места, события, явления — всё здесь дробится на свои отдельные реальности, ухватить или даже просто обозначить которые — значит тем или иным способом предпочесть одно другому, оставить пробелы в описании. Казань всегда для меня предстаёт образами, невозможно о ней мыслить по-другому. Здесь часто можно почувствовать, увидеть признаки переживаний прошлого, следы людей, которых давно нет. Образы прошлого и настоящего.

Казань наполнена деталями. Именно детали определяют среду, к которой ты привык. Тут и отдельные элементы декора старых домов, и тихие улочки, скрытые от суеты каменными арками с деревянными воротами. Парки и скверы, изменившись внешне, не изменились по духу — они всё так же умиротворяют. Река, рассекающая Казань на две части, всегда рядом. Спуски и подъёмы, причудливо изогнутые решётки тут и там, изящные, скругленные углы домов соседствуют со строгими линиями домов более современных. Город предстаёт как книга, раскрывая которую, видишь многомерную структуру. Читать Казань — значит читать её детали.

Изменившаяся за последние 25 лет Казань продолжает сохранять свой дух, но уже не так ярко его демонстрирует, как это было раньше: через деревянную архитектуру, через праздники с народными гуляниями, через размеренную жизнь во двориках и на тихих улочках. Новые стеклянные здания, напоминающие трёхмерные модели, и иногда спорные архитектурные решения — закономерное развитие современных городов, каким Казань уже давно стала. Город становится удобнее, где-то даже уютнее, вмещая в себя и историю, и современность. Фотографируя скрытые места Казани, слой за слоем снимаешь историю, испытываешь призрачные эмоции давно живших здесь людей, в то же время чувствуя неумолимо просачивающееся сквозь твои пальцы настоящее…