Опыт организации фотовыставки «Потерянные связи»

Рано или поздно, каждый активно снимающий фотограф хочет показать свои снимки не только онлайн, но и на выставке. Переход с экрана на реальные стены — большой шаг, при этом, внешне каких-то ощутимых видимых плюсов от этого не так много: аудитория сильно меньше, а проблем с организацией выставки очень много. Однако, попробовать выставить свои работы в реальности нужно, главное, что можно получить — полноценный фидбек, начало диалога со зрителем. Это непрерывный опыт просмотра ваших работ, это внимание, которое не характеризуется рассеянностью, как с интернете. Работу на стене не смахнуть, не проскроллить. Совсем другой опыт, как для автора, так и для зрителя.

Показать свои работы можно на самых разных мероприятиях. От маркетов по продаже искусства, до персональной выставки в галерее. Работы могут быть представлены как среди работ других авторов (коллективные выставки), так и быть главной частью мероприятия.

В этом посте я говорю об опыте организации именно персональной выставки. Многое здесь может быть применено и при коллективных выставках. В целом, прежде, чем делать персональную выставку, я рекомендую попробовать выставиться с другими авторами. Получится немного узнать какие-то общие для всех подобных мероприятий моменты, в то же время, не впадая в организационный хаос, непременно присутствующий при планировании и реализации персональной выставки. Вообще, хорошо постоянно выставляться в компании других авторов, это полезно и весело.

Это большая статья, с множеством лирических отступлений, рассуждений о локальных контекстах и с личными переживаниями. Я разделил текст на части, чтобы было проще:

Содержание

Предыстория

Идея экспонировать свои работы была давно: их накопилось достаточно, в интернете какая-то часть уже была, но было понятно, что необходимо демонстрировать работы в реальности тоже, так как снимки в социальных сетях, на мой взгляд, не могут конкурировать с реальным опытом восприятия в выставочном зале. Хотелось найти свою аудиторию, локальную. Аудитория онлайн меня устраивала, на фликре просмотры и лайки были, хоть и не в очень больших количествах, на сайт тоже люди заходили. Некоторые фотографии разлетелись по Tumblr и по отдельным stand-alone блогам. Всё это очень хорошо, но зрители там — анонимные, комментарии оставляют редко. Показав несколько своих работ опытным фотографам в Казани, было очевидно, что демонстрация работ в реальности — важная часть развития, которую нужно пройти. Очень хотелось выставиться. Дать старт какому-то более глубокому обсуждению, восприятию изображений. Экран девальвирует опыт, который я успел схватить в кадре, только напечатанная работа в моём представлении раскрывает весь свой потенциал. Обычные очевидные вещи, о которых я говорю постоянно, те, кто меня знает, слышали это всё много раз.

У меня уже были коллективные выставки, опыт выставочный имеется, однако, персональная выставка — давняя мечта. Путь к которой оказался неожиданно долгим и трудным. 

Требования и поиск места

В период с 2012 по 2019 я посещал разные выставки, и, помимо самих работ, всегда оценивал, как они представлены, какое освещение используется, как они оформлены, как произведена развеска и т.д. Так как я постоянно читал разные англоязычные блоги, было видно и понятно, что работает для меня, а что нет. Было на что ориентироваться. Варианты были разные, но, в основном, то, что я видел и хотел на своей выставке сводилось к следующим вещам:

  • Хорошие, равномерно окрашенные, белые (или цветные) передвижные стены
  • Высокие потолки, дающие ощущение открытого пространства
  • Система освещения со спотами, вместе с несильно ярким общим освещением
  • Красивое классическое, либо разнообразное органично подходящее работам оформление
  • Игра с композициями работ в пространстве

На мой взгляд, это разумные требования, не только для фотовыставок. Однако, в Казани в каждом помещении, где выставляли что-то, всё было с точностью до наоборот. В 2013-14 в городе не было ни одной площадки, которая отвечала таким, казалось бы, скромным требованиям. Фотовыставки проходили на чердаках, в подвалах, в городской ратуше, в небольших частных музеях, в библиотеках, в школах, в моллах, в галереях-однодневках. Были ещё «фотосушки»… Ни в одном из этих мест не было нужных условий, так как эти пространства изначально не были предназначены для выставок. С одной стороны, поэтому к ним и нельзя было предъявить претензии полноценно, с другой, это расстраивало. Кажется, что такая ситуация не редкость, и она знакома другим городам.

Далее про локальный контекст, если вы не в Казани, некоторые вещи могут быть не так понятны, но я включил их всё равно

Примерно с конца 2014-го ситуация в городе стала меняться, появлялись специализированные площадки, которые стали выставлять фотографию. В частности, «Смена» сделала пару фотовыставок в нормальном оформлении и с приемлемым светом, также, закончился ремонт в Галерее современного искусства ГМИИ РТ, и там появились достойные залы (прошлые были унылыми).

Однако, выставиться в этих местах не так просто. Кураторы в «Смене» на протяжении периода примерно с 2014 по 2018 были заинтересованы больше в художниках не из Казани. Привозные выставки были в приоритете. Осторожные попытки что-то предложить (лекция/выставка) сталкивались с ожидаемым «у нас очередь лекций/выставок на год вперёд» и «у нас акцент на привозное». Не берусь рассуждать о стратегии этого места, там разные кураторы, каждый имеет свои предпочтения и каждый хочет привезти что-то интересное извне, можно понять. Тем более, я тогда был мало кому известен и у меня не было сильных кейсов, которые я бы мог показать в качестве примера (сейчас это частично изменилось). Понятен уровень, который они ищут.

Локальная художественная сцена есть, но в сравнении с иностранными, даже московскими художниками, конечно же, не так интересна для молодой развивающейся арт-площадки. Справедливости ради, фотовыставки с локальными представителями там были, и я даже участвовал (сборная выставка «Смена в городе», персональная «8,5 квадратных метров» Ленара Казанче), но, вероятно, они не вызвали нужного резонанса, либо были ещё какие-то причины, по которым эта тема не развивалась. В целом, фотография отдельно, как самостоятельный медиум, не сильно интересует кураторов этой площадки, это не фотогалерея, и это нормально. Фотография там может быть нужна как визуальное воплощение идей актуального искусства. Fine art фотография − не совсем их интерес.

В то же время, несколько последних выставок (сборная «Кажется, будет выставка в Казани», «NO_HOW» Александра Скобеева) дают понять, что кураторы, наконец-то, обратили свой взгляд на локальную сцену, специально сделав мероприятия с местными художниками. До этого там, в основном, локальность была представлена одним Ильгизаром Хасановым (сильный казанский художник). Это хороший тренд. Возможно, внимание на локальную fine art фотографию всё же будет обращено, может быть, в каком-то новом свежем современном контексте. Не уверен, что такой запрос есть у широкой аудитории, но надежда есть. Остаётся лишь ждать.

Галерея современного искусства же всегда помнила и выставляла фотографию. Как fine art, так и репортажные снимки. Сильным по составу мероприятием стоит отметить большую ретроспективную выставку фотогруппы «Тасма» в 2014-м. К сожалению, оформление и освещение там тогда страдало, но были надежды, что всё изменится. Так и случилось, но спустя лишь 4 года: в 2018-м площадка преобразилась. После реконструкции площадка продолжила выставлять фотографию, однако, теперь стала идти по гарантированно безопасному пути, выбирая для экспозиций только хорошо известных фотографов старой школы. Если раньше можно было увидеть выставки начинающих и «продолжающих» фотографов, затрагивающих разные темы, то после ремонта были одни ретроспективы. Что хорошо, и является вполне понятным решением: нужны сильные кейсы, чтобы привлекаемые новизной площадки посетители гарантированно получили хорошие эмоции и вернулись снова. Да и те фотографы, что были выбраны, действительно стоили всех усилий кураторов: представленные авторы важны. А вот с локальными молодыми авторами работы не было очень долго, и лишь относительно недавно стали появляться местные художники, в рамках «Ночи музеев», а также в виде различных коллабораций на тему художников прошлого века (мультимедиа инсталляция по Павлу Филонову, с аудио дизайном Вани Лимба, например). Ещё один шаг в этом направлении — фотовыставка «Домовая книга» Игната Цоколаева, прошедшая в январе 2022.

К 2020-му году куратор Галереи современного искусства Рамина Абилова предложила мне выставиться в рамках большой экспозиции, посвящённой 100-летию ТАССР, однако, ввиду объективных причин, в тот год так ничего и не вышло. Как и не вышло в следующий. На тот момент, я уже понимал, что нужна другая отдельная площадка и перестал предпринимать активные действия в сторону ГСИ. Однако, я всё ещё надеюсь когда-нибудь сделать там экспозицию. Лекцию про аналоговую фотографию провести там всё же удалось.

Были ещё другие разные возможности выставиться, например, в коворкинге «ШТАБ» на ул. Татарстана. Там выставлялись разные иллюстраторы, мои знакомые фотографы. Однако, несмотря на то, что место само по себе было новым, может даже модным, просторным и посещаемым, оно не подходило мне по освещению. Также смущал довольно далёкий контекст площадки от арт-мира: сюда люди приходят в первую работать, послушать лекции, и только во вторую очередь — смотреть что-то на стенах. Меня это не устраивало, мне нужен был правильный контекст и полное изолированное внимание зрителя. В то же время, я сделал там несколько лекций о фотографии, и для этих целей это место подходит.

На этом про локальный контекст всё, далее немного общей информации, о которой нельзя не упомянуть:

  • Вам нужен куратор. Выставочные пространства обычно устроены таким образом, что выставки создаются и курируются определёнными людьми. Вариантов два: либо вы связываетесь с кураторами через контакты на сайтах галерей, либо сами кураторы связываются с вами, если им интересно, что вы делаете и ваш материал подходит под их концепции. В обоих случаях очень важно иметь свой сайт-портфолио с актуальными контактами, который хорошо индексируется поисковиками. (Про свой сайт будет отдельный пост)
  • Договорившись о встрече с куратором, подготовьтесь. Во-первых, поймите, к кому вы идёте. Какой бэкграунд у куратора? Какие выставки он делал до этого? Чем куратор занимается параллельно? Какие у него есть опубликованные тексты? Ознакомьтесь, это не так долго и сложно. Во вторых, приходите с чёткой концепцией и видением того, какая у вас будет выставка. Принесите несколько своих работ для примера (желательно физических, не на смартфоне или планшете). Покажите примеры оформления выставок, самих работ.
  • Утвердив возможность выставки, начните обсуждение сроков проведения выставки и времени на подготовку. Установите чёткие дедланы.
  • Обговорите условия использования площадки, доступное вам оборудование
  • Узнайте о любой дополнительной помощи, которую может оказать вам площадка: помощь в оформлении и транспортировке работ, PR поддержка в социальных сетях и СМИ и т.д.
  • Ведите подробные заметки в блокноте во время встречи. Чётко всё фиксируйте. 

Выводы: площадка, где вы демонстрируете свои работы невероятно важна. Место задаёт контекст восприятия. Поэтому необходимо очень тщательно его выбирать, не соглашаться сразу на любой вариант, лишь бы выставиться. Позже это место, в идеале, окажется в виде строчки в вашем CV, нужно иметь это ввиду. Подбирать площадку нужно с учётом специфики выставляемых работ. Желательно также знать, кто выставлялся до вас, быть в курсе истории места.

Подходящая мне площадка, в итоге, нашлась, но довольно поздно. Это Культурный центр «Московский». Старый ДК, который успешно отреставрировали и хорошо оборудовали, оказался вполне подходящим местом: есть большой зал, есть освещение (как естественное из окна, так и система спотов), удалось использовать уже находившиеся там металлические конструкции от прошлой выставки. Луиза Низамова, которая работала там куратором, помогла договориться с руководством, и начало решению этого вопроса было, наконец-то, положено. Но об этом чуть позже. Сначала, про работы.

Создание и отбор работ

До того, как была найдена площадка, стало очевидно, что нужно приступать к активным действиям, собирать блоки работ и проводить разные тесты. Площадка как-нибудь найдётся, думал я, главное иметь готовую выставку, а там хоть на студии у себя выставлю. Настолько мне надоело отсутствие прогресса. Параллельно созданию новых серий снимков были изучены новые виды печати, попробованы разные бумаги, сделаны мокапы оформления работ, и т.д. 

Концепция с блоками работ пришла сама собой, так как часто я снимаю не одиночные снимки, а серии (серии портретов). У вас ситуация может быть другая, но у меня идея с блоками хорошо себя зарекомендовала

Так началась подготовка к экспозиции. Стало также сразу очевидно, что я хочу выставлять оригинальные ручные отпечатки. Тут тонкость такая: да, можно выставить распечатанные сканы (как с плёнки, так и сканы отпечатков), тогда их можно напечатать большим размером, но это точно будет потерей усилий, которые я прилагал в даркруме, а сил там ушло очень много. Я делал тесты цифровой печати, однако, ничего не сравнится с ручной работой. Поэтому, только отпечатки, пусть даже они и 24×30 см и несколько работ 30х40 см. Это сразу же повлекло за собой необходимость ручной печати всех остальных оставшихся ещё не напечатанных работ. У меня было несколько десятков рабочих принтов размером около 18×24 см, но меня не устраивало их качество и размер. Как позже выяснилось, можно выставить и 18×24, умело их компонуя. Но всё равно, это были больше рабочие принты, чем законченные работы.

Как только я более-менее освоил печать в специальных проявителях, и сделал первый небольшой блок выставочных работ, со мной связалась Луиза Низамова, мы съездили к директору площадки и вопрос с местом был решён. Это был дополнительный импульс к даркрумным делам. На дворе был конец 2020-го. Даты выставки постоянно переносились. Это, с одной стороны, давало мне больше времени для печати и экспериментов, с другой — иногда казалось, что выставка — это что-то нереалистичное и далёкое. Но останавливаться я не собирался. Работа шла постоянно. 

Один из вопросов, который меня волновал в начале подготовки: объём выставки. Пока я бегал по мероприятиям и оценивал свои шансы, я, в то же время, старался снимать как можно больше. Как результат: было много работ, которые я хотел выставить, но всё выставить невозможно, да и не нужно. Настало время проверить свои редакторские умения. Ближе к августу 2021-го, я имел на руках достаточное количество напечатанных снимков. Было несколько редакторских сессий, когда я раскидывал по 20-25 отпечатков на диване и смотрел, в каком порядке их можно демонстрировать. Отбирал кластеры (группы) работ по 3-5 штук, компоновал позже уже сами кластеры. Далее думал о допечатывании работ в эти кластеры. Ещё были полезными небольшие цифровые рабочие копии отпечатков, которые у меня остались от тестов цифровой печати в разных фотосалонах города. Позже, вместо рабочих копий уже были готовые отпечатки.

Процесс отсеивания лишних работ был болезненным, но необходимым. Вместе с Луизой мы выбрали общее количество работ в 50 шт. Немало, но, в то же время, не так много, потому что выставка включает в себя работы за последние 8 лет съёмок. На первом этапе были отсеяны одиночные работы, допечатывание серий, из которых они были взяты заняло бы слишком много времени. На втором этапе ушли снимки, которые так или иначе не подходили в две общие темы. Да, после первых редакторских сессий стало очевидно, что на выставке будет две главные темы: город и природа. Общим сквозным элементом же являлись девушки и их связи с городом и природой. В более тонком смысле, это мои связи с городом и природой, которые я потерял в детстве, и которые я восстанавливаю через портреты девушек. Такая постановка тем позволила не размывать внимание зрителя на другие жанры, в которых я тоже пытался работать (натюрморт, стрит), определить главные критерии отбора. Плюс это позволило органично распределить работы в пространстве. Пазл сложился.

Выводы: чтобы сделать выставку, у вас должны быть готовые работы (!) и возможность создать/доделать/допечатать дополнительные работы, если потребуется. Здесь я подразумеваю, что отбором занимаетесь вы, а не куратор, либо это общие с ним усилия. Первым этапом отбора является отсеивание работ, которые не подходят к общей тематике (часто, это выясняется только тогда, когда снимок находится в окружении остальных снимков). Понятное дело, общая тематика тоже уже должна быть. Т.е., не стоит просто выставлять свои одиночные работы, все они должны быть объединены какой-либо темой. Так их легче воспринимать. Тема может быть одна, две, но не больше, иначе они перестают считываться зрителем. Далее необходимо определиться, как будут демонстрироваться работы: группами, или все подряд. Часто, это выясняется на этапе отбора. Определившись с этими вещами, производятся последующие сессии отбора, в которых некоторые отсеянные работы могут вернуться обратно, а некоторые уже выбранные — стать отсеянными. Всё зависит от самих снимков и их влияния друг на друга, от их взаимодействия. Здесь нет чётких рекомендаций — доверьтесь себе, как автору и смотрите разные варианты, в разное время. Но не затягивайте процесс, остановитесь на каком-то варианте и переходите к работе с пространством.

Оформление работ

Вероятно, самая важная часть при организации выставки. Какими бы интересными ни были сами фотографии, очень важно сделать им подходящее оформление. Вариантов очень много. Всё сильно зависит от того, как вы видите свои работы сами, какие физические размеры у снимков. Для некоторых работ может подойти минимальное оформление, либо вообще его отсутствие (например, накатка на пенокартон). Для каких-то работ лучше классическое оформление в рамки и под стекло. Это как раз был мой вариант. Я изначально хотел, чтобы работы выглядели больше «классически», в то же время, не излишне строго. Работы у меня небольшие, примерно 20×30 см, были работы и примерно 30×40 см. Хотелось сделать всё в едином стиле.

Мокапы уже были, примерное представление я имел: работы 24×30 см оформлены в рамы 30×40 см, а работы 30×40 см оформлены в рамы 50×70 см. Очень хотелось посмотреть, как это будет примерно выглядеть в реальности. С этими мыслями я отправился в багетную мастерскую.

Если вам повезло с мастерской, то в наличии у них будут разные варианты, которые подходят именно вам. Обычно, багет, что есть в наличии это «классические» варианты, с разными завитушками, золотые, серебряные и т.д., больше подходящие под картины, а не для фотографий. Я бы избегал такого оформления, если только концепция не предполагает чего-то такого. Возможно, придётся заказывать подходящий багет. В моём случае, я хотел простой багет теплого тона, возможно, под дерево. Теплый тон был необходим, так работы сами все больше по тональности смещены в тёплую сторону.

Будет полезным иметь с собой разные по формату и размеру работы, чтобы прямо на месте увидеть, как они примерно впишутся в выбранные вами форматы

Далее, я выбирал паспарту — белый картон, окружающий работу в раме. Для некоторых работ это может быть не обязательным, но так как я хотел более классическое оформление, то принялся подбирать и его. Понятное дело, его я выбрал тоже более тёплого, кремового оттенка.

Далее, было выбрано стекло, тут всё довольно просто: есть обычное стекло и музейное. Музейное отличается тем, что оно меньше бликует. Но и стоимость выше. Я остановился на обычном стекле, 1 мм толщиной. Это очень тонкое стекло, но оформление с ним выглядело хорошо.

После утверждения всего оформления и сопутствующих работ, багетной мастерской был сделан заказ нужных материалов из Москвы. Пришлось ждать какое-то время (около недели). Далее я приехал в местерскую и уже наблюдал процесс окончания оформления работ.

После завершения оформления, все работы были хорошо упакованы и перевезены на выставочную площадку. Адекватный транспорт здесь необходим: очень важно, чтобы все работы поместились без проблем

Работы были помещены на хранение в культурном центре. После этого, настало время для следующего этапа.

Работа в пространстве

После того, как площадка проведения выставки определена и у вас есть представление о том, какие у вас работы для экспозиции в наличии, можно начинать работать с пространством. Само по себе место выставки может быть очень разным: от просто пустых залов, до подвалов с множеством коридоров. Каждый тип помещения можно использовать по-разному, обязательно нужно приехать несколько раз, осмотреться, выбрать места, где работы будут смотреться лучше всего, использовать любые доступные варианты.

В моём случае, это был большой зал с окнами на одной стороне. Получилось даже найти план помещения и создать трёхмерную модель. Были попытки расположить снимки в пространстве в этой модели, чтобы прикинуть, как они будут смотреться. Это было очень наглядно и помогло при создании блоков работ, но, в итоге, расположение работ в реальности сработало очевидно лучше.

План развески

Для начала, все работы были перенесены из хранилища в выставочный зал, распакованы и расположены блоками по несколько штук на полу в соответствии с планом расположения, который я сделал заранее, имея план помещения.

Получилось превью развески:

На этом этапе я несколько раз менял расположение отдельных работ внутри блоков. Обходил много раз всё, присматривался, как будет лучше смотреться та или иная работа. В конце концов, развеска была утверждена и я отснял на смартфон финальную версию расположения снимков.

На фотографиях видно, что снимки лежат, удобнее, конечно, просто их прислонять к стене, но это не всегда возможно. Смотрите по обстоятельствам. Главное, чтобы вы чётко понимали, что как и где висит

Далее, работы перемещаются, например, в угол зала и происходит развеска работ. Сверлятся нужные отверстия, либо работы подвешиваются на галерейной системе, что было в моём случае. Тут нужна помощь других людей. Работы сначала монтируются примерно, а затем подгоняются по уровню и высоте более точно.

Думаю, стоит сделать важное примечание: не вешайте работы слишком высоко! Это одна из самых частых ошибок, которую совершают организаторы. Работа должна висеть на таком уровне, чтобы её мог рассмотреть человек любого роста. Это примерно 150-170 см, в зависимости от формата работы. Если повесить работу слишком высоко, это ограничит восприятие довольно серьёзно. В то же время, если работ много, то решение развески в два ряда наложит свои ограничения, но даже тут я бы постарался вешать работы относительно низко.

Дополнительные элементы

Тут вступают в игру металлические конструкции, которые остались в этом зале с прошлой выставки. План был обить/обернуть их чем-то, чтобы конструкции превратились в стены. Однако, был найден способ, как казалось, проще: панели пенокартона. Они были подвешены на рёбрах конструкций. Да, они не закрывали поверхности полностью, но давали нужное визуальное разделение между разными сторонами. Изначально все панели планировалось расположить вертикально, но позже была выбрана горизонтальная ориентация для длинных секций

Один из минусов такого варианта: прикрепить панели оказалось сложнее, чем ожидалось: необходимо было просверлить в конструкциях отверстия для металлических тросов. Сделать это было нелегко, были привлечены работники культурного центра. Далее, необходимо было убедиться, что каждая панель висит строго без перекосов. Добиться этого удалось далеко не сразу. Возможно, оборачивание тканью сработало бы лучше, но не уверен, что выглядело бы так, как нужно.

После того, как конструкции были готовы, работы были подвешены на леске за верхние грани.

На этом этапе удалось реализовать мою давнюю идею: зритель в моём представлении должен был обходить выставку с разных сторон, смотреть работы на стенках, которые по-разному расположены в пространстве. Мне не хотелось делать выставку «плоской». Хотелось, чтобы опыт зрителя чем-то мимикрировал мой собственный опыт прогулок по городу в поисках нужных мест для съёмок. В идеале, я думал привезти горы кирпичей и построить эти стенки, состарить их, и прямо на эти стены и вешать работы. Но это слишком безумная идея, которая потребовала бы слишком много ресурсов, и площадка такое не позволяет. Но схематично идея была реализована всё равно.

На одной из стен в зале располагается экран посредственного качества, но это компенсируется размерами: почти во всю стену. Игнорировать его я не стал и поставил туда крутиться мои видеоработы, которые я сделал в период с 2017 по 2020 («Дом Даниловой» и «Танцы Эркина»)

Таким образом, удалось избежать простого, линейного расположения работ, конкретно для меня это важно. Учитывая специфику помещения, думаю, получилось хорошо.

На самом деле, совсем не обязательно было заморачиваться с панелями. В моём случае, была возможность использовать конструкции так, как мне нужно, и я это сделал. Основной опыт из этой затеи: реализация плана всегда вносит коррективы, надо быть к этому готовым.

Освещение

Одна из самых важных составляющих экспозиции — адекватный свет. Это проблема: часто свет есть только верхний, а нужен направленный. В идеале — это прикреплённые к рейлам на потолке споты, которые можно перемещать и настраивать как угодно. Выключать общий свет, в то же время, совсем не обязательно. Устанавливать освещение нужно, очевидно, уже после развески самих работ.

Споты позволят сделать акцент на работах, выделить их. Рассматривать изображения будет гораздо более комфортно. Хотя многое зависит от концепции, я был на выставках, где работы висели в полутьме, и это тоже может работать. Но всё же рекомендую присматривать места, где есть возможность управлять светом.

Важно также видеть, какая температура у освещения. Холодный свет более «резкий», выделяет работы сильнее. Свет потеплее более уютный, но контраста с общим освещением может быть меньше. И есть промежуточные варианты. Обычно, если есть споты, то они ближе к нейтральному белому тону.

При любых обстоятельствах я бы не надеялся на естественный свет из окон, если они есть.

Графическое оформление

На выставках почти всегда есть стенды, где есть общее описание экспозиции, кураторский текст, биография фотографа и т.д. Также могут быть дополнительные элементы, которые более полно представляют концепцию. Нужно озаботиться обо всех этих вещах заранее, проконтролировать их создание. Например, просмотреть тексты, которые будут на выставке, внести необходимые правки. Предоставить биографию, свои тексты, если они нужны. В общем, не забывать, что кроме, собственно, самих работ, на выставке могут быть и другие поддерживающие концепцию элементы.

Ещё одна вещь, которая может понадобиться — таблички с информацией о работах. Их необходимо подготовить заранее. Информация, которая может быть на них — название работы, год создания, автор (если это коллективная выставка), техника, в которой выполнен отпечаток, физические размеры.

Нужны ли названия работам, решаете вы, как автор, но подписи с дополнительной информацией всё же лишними не будут.

Выводы: работа с помещением обязательна. Нужно несколько раз приехать на площадку, желательно, в разное время суток (если есть окна). Определить, какое оборудование вам доступно, есть ли вариант двигать стенки, изучить, как падает свет, можно ли им управлять, можно ли сверлить новые дырки для монтажа работ в разных комбинациях, есть ли хороший звук и так далее. Основная задача — минимизировать возможные не очень приятные сюрпризы, обстоятельства, которые выясняются уже слишком поздно. Нужно быть готовым и иметь контакты ответственных людей, чтобы оперативно решать вопросы. Нужно не бояться изменений в планах, они неизбежны. Не стоит надеяться на кураторов площадки, работников, администраторов и т.д., чтобы они делали всё за вас. Принимайте непосредственное участие сами, контролируйте всё, что можете, в разумных пределах. В идеале, у вас должна быть возможность всё сделать самим и время на исправление косяков. Потому что, с большой долей вероятности, вы сами всё делать и будете. Это нужно в первую очередь вам.

Открытие

Конечно же, очень волнующий момент. Столько всего преодолено, и вот, наконец-то, приходят люди и смотрят на твои снимки. В моём случае всё было не без особенностей: за несколько дней до открытия объявили необходимость QR-кодов для посещения многих общественных мест. В том числе и культурного центра, где открывалась моя выставка. Конечно же, у большинства людей, которых я ждал, которых приглашал, этих кодов попросту не было, по разным причинам. Поэтому на открытии было не так много людей. Но всё равно не так мало, как могло бы быть.

На открытиях выставок всегда ощущается хаотичность событий, часто, я вижусь с разными знакомыми именно на таких меропрятиях. Всем хочется уделить внимание. Как хорошо, что я смог провести небольшую экскурсию по выставке, таким образом, удалось обратиться ко всем сразу, рассказать какие-то тонкости.

Несмотря на ограничения, открытие было удачным, и это самое главное.

Артист-ток

Модное нынче словосочетание «артист-ток», на самом деле, является ни чем иным, кроме как творческой встречей с автором. Программа выставок в последние годы обязательно включает в себя это мероприятие. На моей встрече мы с Луизой устроили небольшое интервью-обсуждение моего творчества. Пришло ещё меньше людей, буквально, несколько человек, но это было ожидаемо. Пообщались хорошо, в том числе и с пришедшими. Я показал небольшие фотографии, которые не вошли в экспозицию, обсудили специфику аналоговых процессов. В общем, при организации выставок, считаю подобные встречи необходимыми.

Предусмотрите запись этого мероприятия, если оно будет, потому что эти материалы будут вам нужны в будущем.

Фидбек

Без сомнений, фидбек от выставки это чуть ли не самое желанное и ожидаемое. На открытии совершенно невозможно адекватно что-то воспринять, в основном голова занята простым общением. А вот фидбек, который приходит чуть позже — вот он воспринимается уже чуть более взвешенно. Сам культурный центр во время проведения выставки играл роль пункта вакцинации, что позволило привлечь людей: ждать в очереди скучно, можно зайти и посмотреть на снимки. Периодически я приезжал и говорил с посетителями о работах. Интересно, что я слышал только позитивные высказывания, и это, на самом деле, очень радовало, потому что, понятное дело, у меня были разные ожидания. Мои работы не сказать что «обычные», что бы это ни значило. Фидбек был важен, я его получил. Возможно, какая-то конструктивная критика тоже была бы к месту, но я думаю, было просто слишком мало людей, шансы, что среди них были бы недовольные чем-то конкретным, просто были меньше.

Сотрудничество с арт-резиденцией RE'ACTOR

Изначально при планировании выставки я надеялся только на себя: если химию, бумагу и изучение новых техник я вполне осилил самостоятельно, то вот с оформлением мне нужна была помощь. В целом, я мог и оформление потянуть, но тогда выставка была бы куда меньшей по объёму. И оформлена она была бы не так, как я хотел. Компромиссы были бы неизбежны. Помощь от культурного центра ожидалась, но особых надежд на это я не возлагал, так как понимаю, что, когда речь касается денег, всё не так просто. В то же время вполне могло получиться и так, что оформление культурный центр всё же бы мне обеспечил, но вместо этого, Луиза смогла договориться с арт-резиденцией RE'ACTOR. Выставка прошла параллельно фотоконкурсу для молодых фотографов «SURӘT». Таким образом, получилось оформить отпечатки так, как я хотел. Сотрудничество вышло продуктивным.

Думаю, при организации выставки, стоит пытаться найти какие-то внешние ресурсы, которые можно использовать. Если вы делаете мероприятие, вам будет нужна самая разная помощь, ни от чего сразу не отказывайтесь, даже если в моменте вам эти ресурсы не нужны. Очень важно сделать сильный кейс, так как это влияет на восприятие вас как художника, фотографа. Любые коллаборации, которые могут вам в этом помочь, должны быть приняты во внимание и своевременно реализованы. Поищите гранты, арт-резиденции и прочие похожие источники помощи, попытайтесь связаться со всеми, с кем можете. В этом нет ничего плохого. В худшем случае, вам не ответят, в лучшем — вы получите помощь.


Ресурсы

Exhibiting Photography: A Practical Guide to Displaying Your Work — Shirley Read

The Practical Art World — A guide for artists navigating the business side of the art world

Comments

Comments