О фотокамерах «Зенит»

Зенит-122, Зенит-ЕТ, Юпитер-9, Мир-1В

Содержание

Общая информация

Серия советских фотоаппаратов «Зенит» — одна из самых распространённых не только в нашей стране, но и в мире. Зенит и его модификации — самая массовая малоформатная зеркальная фотокамера вообще. Учитывая распространённость, вполне вероятно, что где-то у вас в шкафу, или в шкафу ваших родственников до сих пор лежит эта камера. Казалось бы, бери и снимай! А если в шкафу камеры не оказалось, на барахлоках этих камер невероятное количество, разных, в разном состоянии, серебристые и чёрные. В чём же проблема? Почему эти камеры получили не очень хорошую славу? Давайте разбираться.

❤️ Этот блог существует без рекламы, на пожертвования читателей, помогите сохранить его, поддержите меня

Один плюс Зенитов — это машинки ностальгии

Конечно, если вы только начали снимать на плёнку, и у вас в руках оказался дедушкин Зенит-ЕТ, то для вас эта камера прежде всего память. Память о родственниках, возможно, о каких-то событиях в вашей жизни. Камера имеет привязанные к ней воспоминания, которые делают её особенной. Однако, приходится признать, что когда дело доходит до реальной съёмки, то эта память нам мало чем может помочь. Лучший вариант для такой камеры — поставить её на полку, смотреть на неё иногда, и вспоминать связанные с ней события. И в этом смысле, Зениты — хорошие камеры. Они очень хорошо впитывают в себя воспоминания, даже если у вас не получилось что-то снять на такую камеру. Зениты — машинки ностальгии. Для многих, кто нашёл эту камеру, она сильно отличается от того, что сейчас нас окружает: эстетика, органы управления, тяжёлый вес — всё это отдаёт таким ярким винтажом (а также запахом), что отношение к камере сразу же очень трепетное. Ничего себе, столько физических кнопок и крутилок! Зениты — это триумф тактильных ощущений. Иногда не очень приятных, но всё же.

Зенит-130

Вероятно, у вас прямо сейчас есть Зенит и он вам нравится. И это хорошо. Если у вас получаются кадры, которые вас устраивают, то это самое главное. Но если ваш Зенит периодически рвёт плёнку, или ваши кадры экспонированы неравномерно, или на кадрах частые засветки, возможно, стоит присмотреться к альтернативам

Перед тем, как я перейду к перечислению минусов этих камер, я хочу, чтобы читатель чётко понимал: эта статья написана не для того, чтобы расстроить владельцев этих камер. Скорее, чтобы человек, который рассматривает Зенит как вариант для покупки понимал, на что он идёт. Если у вас есть Зенит и он вам нравится — это главное, снимайте и получайте удовольствие, этот пост для вас не будет актуальным

Минусы Зенитов

Что нужно от фотокамеры? Неважно, от плёночной или цифровой. Каждая камера имеет свои плюсы и минусы, но от любой камеры мы ожидаем: удобство использования (эргогомика), качество изготовления, надёжность, лёгкий вес, лёгкость в обслуживании. Если мы начнём смотреть по каждому из этих пунктов, то быстро становится ясно, что любой Зенит — это камера, которая не может похвастаться ничем вышеперечисленным. 

Самая популярная модель «Зенит-ЕТ» с самым популярным объективом «Гелиос-44-2»

Плохая эргономика

Несмотря на наличие физических крутилок и кнопок, все Зениты отличаются довольно топорным их исполнением. Крутилка выдержек может иметь острые зазубрины, которые ещё и поднимать надо вверх, чтобы крутануть. Это очень неудобно, особенно, когда съёмка происходит на холоде. Кнопка спуска, обычно, ведёт себя неплохо, но она совсем небольшая, её, бывает, трудно найти вслепую. Рулетка обратной перемотки терпимая, но ближе к концу перемотки натирает пальцы. Справедливости ради, такая конструкция встречается не только на советских камерах. Задняя крышка держится обычно на простой задвижке, которая так и норовит вылететь со своего места и засветить плёнку. Иногда, нужно приподнять рулетку перемотки, чтобы открыть камеру, это удобнее и надёжнее. Чехлы у этих камер неудобные, слишком жёсткие, возможно, задубели со временем? Чехол при снятии может стать причиной случайного открытия задней крышки камеры, замок крышки задевается им довольно просто, и привет, засветка плёнки.

Штатные объективы на этих камерах это чаще всего «Гелиос-44-2» и «Индустар 50-2». Оба этих объектива несколько сбивают с толку начинающих фотографов. У Гелиоса есть механизм предустановки диафрагмы, который работает не совсем очевидно. У Индустара-50 очень маленькие размеры, устанавливать диафрагму и фокусироваться не совсем удобно. Однако, рисуют эти объективы интересно, об этом ниже.

Не стоит также забывать про ручную фокусировку на таких объективах, автофокусом тут даже и не пахнет (хотя, некоторые умельцы могут переделать такие объективы под автофокус, но это уже экзотика). Конечно, со всем этим можно и нужно разобраться, но глядя реалистично на типичный сценарий, когда камера находится в шкафу неопытным фотографом, это довольно сильно затормаживает съёмку. Многие даже не заморачиваются, не трогают на камере вообще ничего, кое-как заряжают плёнку и снимают фактически на удачу. 

Зениты рвут фотоплёнку

Классическая проблема. После съёмки всех 36 кадров, очень часто возникает ситуация, когда фотограф по невнимательности продолжает перемотку на следующий кадр, и, уперевшись в небольшое сопротивление, применяет чуть большее, чем нужно усилие. Слышится тихий звук, а затем, перемотка работает слишком просто. Сомнений нет, Зенит порвал плёнку. Из-за довольно острых и сильно протягивающих плёнку зубчиков, плёнку можно порвать на раз. Это наиболее частая проблема, было время, когда мне приносили камеры с порванными плёнками несколько раз в месяц. Чтобы вытащить отснятую плёнку, приходится нести камеру в тёмную комнату, открывать заднюю крышку в темноте и сматывать плёнку вручную. Нередки случаи, когда фотограф открывает заднюю крышку, думая, что плёнка смотана, засвечивая тем самым последние кадры и несколько предыдущих. Иногда и больше, чем несколько, если крышка была открыта продолжительное время. Конечно, обидно потерять кадры таким образом. Это случается постоянно, и часто это вина именно камеры, её плохой эргономики.

Помимо этого, довольно часто камера ещё и царапает плёнку.

Размер окна видоискателя

Всего около 60% от реального кадра — это невероятно мало. На первый взгляд, это может быть не таким важным, но в реальности, видоискатель — это одна из важнейших частей в камере. Необходимо максимально точно представлять себе, каким будет кадр. Сложновато строить композиции, если непонятно, что будет по краям кадра. Зенит тут совсем не помогает. Обычно, видоискатель ещё и тёмный. Приходится отрывать взгляд от видоискателя и добавлять к рамкам кадра примерно треть пространства, и с учётом этого корректировать кадрирование. Это неудобно, стоит ли говорить, что большинство любителей, даже если знают об этом, не будут заморачиваться. Как итог: неточные композиции.

Скудный набор выдержек на камере

Обычно это от 1/30 до 1/500 секунды, при этом, короткие выдержки, на самом деле, не короткие, из-за деградации механики, а длинные ещё длиннее, чем написано, либо вообще не работают. Обычно, до проверок таких вещей дело не доходит, и о плохо работающем затворе узнают уже глядя на фотографии. Вдобавок, некоторые выдержки могут заклинивать, что не сразу даже можно понять. А поняв, набор рабочих выдержек становится ещё меньше. Камера, у которой работают все выдержки — нечастая, но и никаких гарантий, что выдержки будут работать продолжительное время нет.

Вес камеры

Вес камеры Зенит-ЕТ

Мы очень привыкли к смартфонам, которые весят совсем немного, к зеркальным цифровым камерам, которые, хоть и имеют довольно большие размеры, но их вес вполне приемлем. Но Зениты — это совсем другая история. Они тяжёлые, так как сделаны в основном из металла (как и объективы). Стоит ещё учитывать, что камеры, чаще всего, идут в комплекте с чехлом, который тоже не делает камеру легче. Даже поздние вариации Зенитов, в которых много пластика, не такие лёгкие, как хотелось бы. Но есть и плюс: тяжесть камеры позволяет быть ей более стабильной при съёмке на длинных выдержках. Это, правда, не сильно помогает, так как хлопающее зеркало часто сдвигает камеру достаточно, чтобы проявилась шевелёнка.

Плохое качество изготовления

В СССР Зениты активно выпускали очень долгое время, на разных заводах, с конца 50-х, ещё из деталей, привезённых из Германии по репарациям, вплоть до 1993-го года. Контроль качества был очень разным. Если в начале ещё старались делать хорошо и качественно, то камеры, выпущенные после начала 60-х годов — это высокий риск получить нерабочий аппарат прямо с завода. Нередки истории, когда камеры были откровенно недоделанными. Фактически, на заводах требовали произвести определённое количество камер, обычно, очень большое, а какого качества получались камеры — уже вопрос десятый. Низкий контроль качества присутствовал и для экспортных моделей, так что, латинское название Zenit на камере — совсем не гарантия хорошего качества. То же самое касается и олимпийских моделей.

Никакая надёжность

Очевидный вывод: камеры очень ненадёжны. Один раз камера может отбить всю плёнку без проблем, на второй раз могут появиться засветки, полосы, из-за неравномерности движения шторок затвора. Чаще всего, все эти проблемы начинаются с первой плёнки и продолжаются до последней. Стоит отметить, что Зениты — механические камеры, за минимум 30 лет в них очень много всего деградировало, как и в любых устройствах, в которых есть движущиеся части. С этим просто ничего нельзя сделать, и это проблема не только советских камер.

Многих Зенит отталкивает именно по этим причинам. Некоторые мирятся со всем этим и продолжают снимать, пытаясь обойти эти неудобства. Но камера всегда найдёт способ подпортить впечатления от съёмки.

Оптика

Оптика на Зенитах имеет свои специфические проблемы в плане качества сборки и управления. Но что по рисунку? Как объективы с «Зенитов» воспринимают свет? Можно сказать, что объективы вполне нормальные. По меркам своего времени. Хороший экземпляр «Гелиоса 44-2» вполне успешно можно использовать для любительской фотосъёмки.

Качество объектива напрямую зависело от настроения собирающего его человека и уровня равнодушия человека, проверяющего сборку. Объективы сильно отличаются по качеству, даже если их серийные номера находятся рядом. Самые популярные гелиосы (44-2, 44-3, 44М) имеют низкую разрешающую способность, низкий контраст, резкость набирают только на прикрытых диафрагмах, ловят «зайцев». Смазки в объективы то не докладывали, то (чаще) перекладывали. Однако, даже если у вас удачный экземпляр, эти объективы всё равно не блещут характеристиками, особенно, в наше время. Да, есть неплохие варианты гелиосов, например 44М-7. И можно найти камеры с «Зенитарами», которые получше. Но, опять же, так ли нужны нашедшему камеру в шкафу человеку супер резкие объективы, с исправленными искажениями и отличной механикой? Для первого опыта сойдёт и «Гелиос 44-2», лишь бы было понимание, зачем ставить то или иное значение диафрагмы. Ну и попадать в резкость на ручном фокусе тоже было бы неплохо.

Многие англоязычные блогеры в восторге от советской оптики, так как за небольшие деньги можно получить относительно светосильное стекло, у которого есть характер, изображение которого имеет некие особенности, которые исправлены в современных объективах. Самая очевидная особенность — закрутка фона на открытых диафрагмах:

Эффект интересный, но после пары съёмок он надоедает. И иногда этот эффект не нужен, а он появляется.

Эти стёкла просто не похожи на современные модели. Но чтобы обернуть эти особенности в достоинства, нужно понимать, что и как делать. Это, конечно, не для новичков. В то же время, если тушка «Зенита» внимания в плане съёмки не стоит, то объективы можно адаптировать на современные камеры, тем самым получая неплохие результаты, несмотря на низкую резкость, засветки и плохую эргономику. Вывод: скручиваем объектив с «Зенита» и ставим через переходник на цифру.

Обслуживание

Тут надо сразу сказать, что ремонт механических плёночных камер — это уже давно не такое простое дело, как это было хотя бы в 90-е годы прошлого века. Сейчас ремонт такой техники — это скорее хобби энтузиастов.

Подробнее о ремонте плёночных фотоаппаратов я писал в этом посте

Если у вас сломался Зенит, то гораздо проще поставить его на полку, и при сильном желании снова снимать на Зенит — просто поискать среди знакомых эту камеру, либо, на крайний случай, взять тушку с Авито, не дороже 1000 рублей. То есть, Зениты не чинятся. Теоретически, можно починить Зенит, но за стоимость ремонта можно купить несколько других Зенитов в относительно рабочем состоянии. 

Альтернативы

Из зеркальных камер, хорошей альтернативой будут, например, камеры из серии Praktica (L, LTB, LTL и т.д.) Это не очень дорогие камеры, у них больше выдержек, ламельный затвор (а не тканевый, как у Зенита). На вид они имеют похожую эстетику. Эти камеры в целом более надёжные. Если есть деньги, то можно рассматривать японские зеркальные камеры.

Пост по теме: «Какую плёночную камеру выбрать» 

Выводы

В некотором смысле, Зенит даёт людям то, что им нужно: винтажность, живость фотографий. Зенит это ticket to ride — абонемент на опыт съёмки на плёночную камеру, это ярко светящийся цветными лампочками накаливания аттракцион, небольшой островок посреди скучного реального цифрового мира, освщённого холодным светом LED источников, где распознавание лиц, где авто ISO и флэш карты. Минусы Зенита в этом смысле — его плюсы.

Чем плох Зенит? Всем. Имеет ли это значение? В целом, нет, если вы получаете удовольствие от съёмки. Другое дело, что можно получать такое же удовольствие, и даже большее, просто купив камеру немного получше. Поэтому очевидным будет такой совет: Зенит на полку и вперед на рынок плёночных фотокамер. Жизнь слишком коротка, чтобы мучиться с Зенитом.


За предоставленные камеры спасибо Марии Романовой, Наде Кимельяр и Тимуру Батыршину

Спасибо за чтение.

Comments