Вместе с художником — выставка Фаата Гарифуллина в ГСИ
В Галерее современнного искусства открылась выставка «Вместе с художником» казанского фотографа Фаата Гарифуллина. Относительно небольшая экспозиция, всего чуть более 35 работ, в зале на первом этаже галереи. Выставка посвящена известному казанскому художнику Владимиру Гурьянову.
Здесь очень важен контекст выставки. Фаат Гарифуллин — один из фотографов некогда существовавшей группы авторов под названием «Зилант». Это объединение существовало непродолжительное время в конце 80-х − начале 90-х годов, в него также входили мой отец: Наиль Хадеев, а также Евгений Балашов, тоже фотографы, снимавшие в Казани в то время. Несмотря на относительно короткий период активности группы, она не осталась незамеченной, существует публикация Александра Слюсарева в журнале «Советское фото» («Фотография» '93 №7-8 / Александр Слюсарев − Трио «Зилант») где автор рассказывает про творчество этих фотографов.
Фаат Гарифуллин — фотохудожник, снимавший старую деревянную Казань, натюрморты. Уже продолжительное время занимается театральной съёмкой в театре имени Галиасгара Камала. При очень хороших работах, его известность довольно сильно ограничена, в основном, о нём знают казанские фотографы из доцифровой эпохи и некоторые искусствоведы. Почти невозможно наткнуться на работы Гарифуллина случайно, существующий вебсайт плохо индексируется поисковиками, его работы не публикуются в тематических сообществах в социальных сетях. Что, конечно, является большим упущением, и персональная выставка тут очень важна. Редкое событие для Гарифуллина.
Владимир Гурьянов (1956−2019) — известный казанский художник, член Творческого союза художников России. Его картины находятся в собрании Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, в частных коллекциях (в том числе, в коллекции нашей семьи Хадеевых). В конце 1980-х — начале 1990-х годов был директором выставочного зала союза художников, где, вероятно, и общался как с моим отцом, Наилем Хадеевым, так и с Фаатом Гарифуллиным. Гурьянов жил на улице Подлужной, которая сейчас сильно изменилась, ушли многие дома. Эта выставка — о Гурьянове и его жизни в этом месте.
Сюжетно выставка состоит из портретов, натюрмортов, жанровых сцен. Экспозиция приоткрывает обычно непубличную часть жизни творческого человека. Гарифуллин хороший портретист, при этом, в его онлайн-портфолио почти нет портретов. Некоторые работы оформлены как диптихи: сдваивание работ тут вносит элемент рассказа, небольшой последовательности в рамках сюжета. Есть один портрет-триптих. Ритм выставки в пространстве, которое по сути представлено лишь тремя стенами, выстроен на эпизодический манер. Фотографии читаются как слева направо, так и сверху вниз, в любую сторону. Преимущество фотографии — переносить зрителя в прошлое, и манипулировать временем в этом прошлом — здесь использовано с успехом.
Отмечу также, что эта выставка не исключительно монохромна, здесь есть цвет, иногда он представлен одним тоном (натюрморт в синих тонах), иногда это полноцветное изображение. Но всё же, здесь превалирует монохром, тонирование разного рода. Манипуляция с тоном, это, конечно же, персональный выбор при съёмке: как стилистический приём (кивок в сторону «классической» фотографии»), так и явный инструмент воздействия на наше время, в котором мы смотрим эти изображения. Это инструмент «сюрреализации» фотографии, которая и так уже сюрреальна по своей природе: мест этих уже нет, сцены давно прошли, а на фото время закольцевалось и бежит бесконечно по кругу. Это важно в контексте этой выставки, в контексте жизни нашего города. Мы потеряли не только художника, но и кусок мира вокруг него (вплоть до части улицы). В то же время, сам художник оставил часть своего мира для нас в своих картинах, а Гарифуллин оставил часть окружающего мира художника на фотографиях. И эти части до сих пор живут. Как на выставках самого Гурьянова, так и на этой выставке. Жизнь продолжается.
На выставке также есть слайдшоу с другими архивными снимками, в том числе с теми, где есть мой отец Наиль Хадеев. Было здорово увидеть его там.
Несмотря на то, что для полноценного восприятия выставки необходимо погрузиться в контекст, конечно же, любой зритель найдёт для себя тут что-то интересное. Выставка разнообразна, при этом, органична, сюжетно интересна. Работы красивы сами по себе. Как уже упоминалось, Гарифуллин — фотохудожник, он видит важное, нужное. Посмотреть на такое — значит уравновесить в себе что-то, прийти к своим выводам, переработать и стать лучше.
Выставка проходит с 9 по 31 августа 2023 года в Галерее современного искусства Республики Татарстан, Казань, ул. Карла Маркса, 57, с 11:00 до 20:00
Профиль Владимира Гурьянова во VK, ведёт его сын, там можно увидеть работы художника
Отдельный сайт с проектом «Исчезнувший город» про деревянную Казань