Какую плёночную камеру выбрать

О сколько нам открытий чудных готовит выбор правильной плёночной камеры! Впечатления от плёночной фотографии, от знакомства с ней, во многом зависят от того, на какую камеру удалось поснимать в первый раз. Стоит ли говорить, что опыт съёмки зависит от выбранного инструмента очень сильно. Хорошая камера позволит быстро набрать нужный опыт, избавит от лишних проблем, не будет препятствием между вами и вашими кадрами. В то же время, камеры бывают самые разные, и некоторые из них, имея самые разные недостатки, бывает, стоят того, чтобы всё равно снимать на них. Выбор камеры сильно зависит от того, как и зачем будет производиться съёмка. В этом посте я поговорю о разных фотоаппраратах, подходящих под разные цели, формат плёнки — 35мм (узкая, тип 135).

Стоит посмотреть, какое оборудование уже имеется в наличии. Речь о цифровых камерах. Допустим, если имеется камера Canon, то, возможно, будет правильным искать и плёночную камеру этого бренда, чтобы можно было пользоваться имеющимися объективами. Если есть Nikon, возможно, стоит поискать себе тушку Nikon, и так далее. Тут есть разные нюансы, о которых будет информация ниже. Далее, можно подбирать камеру своего бренда под свои нужды.

Если никакой цифровой камеры нет (кроме смартфона), то можно брать любую плёночную, учитывая все требования.

Давайте разбираться, какие варианты есть:

Содержание

Мыльницы

Максимально простая и удобная съёмка, на каждый день. Ничего не надо настраивать вручную (если нет опыта или желания), можно сразу снимать.

Самый простой способ начать снимать на плёнку — это купить (или найти в шкафу) старую плёночную мыльницу, она же «компактная фотокамера», «компакт». Их выпускали в больших количествах в 1990-е годы, поэтому, они широко доступны. Обычно, их можно найти очень много разных на барахолках, на сайтах с объявлениями.

Мыльницами эти камеры стали называться из-за характерной формы многих из них, которая своими округлостями похожа на мыльницу — контейнер для мыла, который раньше носили с собой в баню

Классическая компактная камера Minolta

Мыльницы бывают разные: от полностью автоматических, до довольно навороченных. Вероятнее всего, если вы найдёте такую камеру в шкафу, то это могут модели таких фирм как Kodak (серия Pro-Star), Canon, Pentax (серия Epsio), Olympus, Minolta, Praktica. Чаще всего, это полностью автоматические камеры, в которые достаточно правильно зарядить плёнку и можно начать снимать. У них есть вспышка, которая либо включается автоматически, либо можно выбрать, будет ли она срабатывать или нет. Также, существовало множество китайских подделок под эти бренды, которые не сильно отличались от оригиналов в плане общего качества.

Эти камеры также часто называют point-and-shoot камерами, т.е., буквально, «навёлся и снимай».

Плюсы:

  • Просто вставляем плёнку и снимаем
  • Компактность, лёгкость
  • Работа от обычных батареек (чаще всего от АА)
  • Почти всегда в комплекте есть чехол и ремешок
  • Чаще всего, люди не стесняются таких камер, когда пытаешься их снять
  • Есть разные виды таких камер: одноразовые, подводные, с разным дизайном передней панели

Минусы:

  • Никаких настроек, кроме включения и выключения вспышки, иногда даже этогой возможности нет, вспышка полностью автоматическая
  • Техническое качество получаемых снимков либо низкое, либо откровенно плохое (недосветы, плохая резкость). Особенно, если не использовалась вспышка. Следствие частого использования в объективах пластика, а не стекла
  • Низкая надёжность. Этим камерам уже достаточно много лет, многие камеры имеют разные проблемы. Это касается всех плёночных камер, но у компактов конструкция подразумевает много пластика, который со временем становится хрупким

Также, существуют продвинутые версии компактных камер, которые могут иметь некоторые из ручных настроек (но до сих пор не все), а также объективы более высокого качества, и в целом, сделанные лучше. Но они стоят слишком больших денег, как пример: Olympus mju-II, хорошая компактная камера, но из-за хайпа её цена сейчас неоправданно высокая. Или камеры серии Leica Minilux, у которых неплохой объектив, но цена из-за бренда тоже высокая.

В целом, мыльницы — неплохой вариант, если вы только начали снимать, и вам очень интересен сам процесс съёмки, общий экспириенс, а не какие-то конкретные технические детали. Но надо иметь ввиду, что в любой момент у камеры может отказать механизм перемотки или зарядки плёнки, или крышка батарейного отсека перестанет закрываться, из-за обломившейся удерживающей крышку детали, или камера просто не будет включаться. Но если такие проблемы случились, то можно точно также взять другую мыльницу и продолжить снимать.

Цена: от бесплатно до 1000 р. за простые варианты, от 1000 до 15 000 за более продвинутые модели

Компактные любительские камеры СССР

Легкость и компактность мыльниц, но возможность установки ручных настроек

Это самые разнообразные камеры, на которые обычно снимали в период до 1990-х годов. Они либо лишены автоматических настроек полностью, либо имеют их только в ограниченном варианте. Такие камеры тоже можно найти в шкафу дома, они тоже не редкие. Автофокуса на этих камерах нет. Но зато есть фокусировка по шкале дистанций, к которой довольно быстро привыкаешь. Да, поначалу будет трудновато оценивать дистанцию до объекта съёмки, но, спустя некоторое время, и не без помощи иконок на камере, навык быстро появляется. Перемотка плёнки на следущий кадр на таких камерах осуществляется тоже вручную.

Далее о двух камерах, на которые стоит обратить внимание:

Смена-8М

Самая популярная камера, её было произведено огромное количество экземпляров. Камера считается самой массовой в мире (около 21 миллиона штук). Модель «Смена-8М» была чуть ли не в каждой семье до 90-х годов, потом уже пришли мыльницы. Её можно найти очень дёшево, она почти всегда в хорошем техническом и косметическом состоянии, имеет жёсткий чехол. Конечно, эта камера полностью ручная, никакой автоматики здесь нет, но освоить съёмку на неё довольно просто: на самой камере есть иконки, которые помогают ориентироваться в настройках. К сожалению, эти камеры не имеют возможности считывать DX-код с кассеты с плёнкой, поэтому, ISO нужно будет устанавливать самому. Но это несложно. Затвор в камере центральный, прямо в объективе.

Плюсы:

  • Относительная простота использования, можно установить чувствительность плёнки один раз и дальше снимать по иконкам на объективе
  • В то же время, возможность полностью управлять параметрами камеры, все значения продублированы числами
  • Компактность, небольшой вес
  • Часто, можно найти в очень хорошем состоянии и с чехлом
  • Энергонезависимость, «Смена-8М» не нуждается в батарейках
  • Отказоустойчивый затвор, можно снимать в мороз
  • Качество оптики лучше, чем у обычных мыльниц
  • Возможность очень просто делать мультиэкспозиции — затвор не связан с механизмом протяжки плёнки

Минусы:

  • Параллакс. То, что видно в видоискателе камеры это не совсем то, что видит объектив, поэтому на близких дистанциях возникают проблемы с кадрированием
  • Камера сама по себе очень лёгкая, повышенная вероятность шевелёнки (смазанных кадров), особенно из-за того, что многие экземпляры имеют тугую кнопку спуска затвора
  • Возможность случайно заблокировать затвор пальцем, так как металлический рычажок затвора двигается справа от объектива, он может задеть палец, который удерживает камеру. Небоходимо держать камеру осторожно, чтобы не мешать рычажку затвора двигаться
  • Взвод затвора и перемотка плёнки не связаны, возможны случайные мультиэкспозиции, необходимо помнить, был ли уже сделан кадр
  • Необходимо иметь дополнительную кассету, в которую наматывается отснятая плёнка, часто эта кассета бывает утеряна. Можно заменить на обычную катушку
  • Также, чтобы зарядить плёнку, нужно её подрезать и вставлять в отверстие приёмной катушки, что не так просто
  • Нет крышки для объектива, вместо этого нужно носить камеру в чехле
  • Нет встроенной вспышки, нет синхроконтакта на площадке для крепления внешней вспышки (но есть разъём синхроконтакта у объектива, камера синхронизируется со вспышкой на любой выдержке)

Минусов довольно много, но ко всему этому быстро привыкаешь, а самое главное: картинки на неё получаются неплохие.

Камера хорошо подходит для всякого рода экспериментальной фотографии. Вот примеры моих мультиэкспозиций:

Пыль и царапины тут — не вина камеры

«Смену-8М» я бы рекомендовал тем, кто не боится читать инструкции, и тем, кто уже умеет устанавливать выдержку и диафрагму.

Цена: от 500 до 2000 р., в зависимости от состояния

Ломо Компакт-Автомат (ЛК-А)

Ломо ЛК-А в естественной среде обитания

Ещё одна популярная модель камеры, известная благодаря движению ломографии. Камера действительно очень компактная, хоть и не особо лёгкая. Есть автоматический режим отработки выдержки, однако, диафрагму придётся устанавливать вручную. Что, в целом, не является большой проблемой. Наводиться на резкость придётся вручную, хоть и по шкале. Тут тоже есть иконки, которые могут в этом помочь, прямо в видоискателе. Отличная камера, если хочется автоматики, а к обычным мыльницам душа не лежит.

Плюсы:

  • Камера сделана из более надёжных материалов — сталь и немного пластика
  • Хорошая оптика
  • Удобные иконки в видоискателе
  • Надёжные защитные шторки объектива и видоискателя, управляются рычажком внизу. Чехол не обязателен, хоть и желателен

Минусы:

  • Для работы нужны батарейки-таблетки LR-44 (3 шт.), не самые распространённые
  • Оптика имеет виньетирование, резкость хорошая только в центральной области кадра
  • Относительно небольшой видоискатель
  • Полностью ручных настроек нет
  • Нет встроенной вспышки

Стоит отметить, что перед покупкой этой камеры, необходимо очень внимательно проверить работу затвора. Дело в том, что поролон, который находится по периметру внутри камеры, играющий роль светоизолятора, часто рассыпается от времени, и частички этого поролона могут попасть в затвор, заблокировав тем самым его нормальную работу. Нужно обязательно проверять, щелкает ли камера, видно ли, что затвор открывается и закрывется. Иногда можно заставить затвор работать заново, попытавшись вытряхнуть все частички поролона из корпуса, но лучше сразу купить заведомо рабочую камеру и самостоятельно потом поменять поролон, если это ещё не было сделано. 

Существуют разные версии этой камеры, я бы искал обычную старую. Современные очень дорогие, хоть и имеют разные виды корпуса, и на некоторых есть возможность делать мультиэкспозиции, а также на современные версии есть гарантия (если покупали в магазине). Ещё есть современная версия под широкую плёнку, но ценник там совсем неприемлимый.

Цена: От 1500 до 4000 р. за старую версию СССР, от 25 000 р. до 43 000 р. за новые современные модели


Полукадровые камеры

Существует целый ряд полукадровых камер, наиболее популярные это Чайка-2, Агат-18К (снимают по 2 кадра на один кадр 35мм плёнки), они вполне себе удобны, выглядят неплохо, имеют минимальный необходимый функционал. Но у них также есть один серьёзный недостаток: фотографии получаются довольно низкого разрешения, так как на плёнке ими используется только половина площади кадра узкой плёнки. Возможно, это не критично для знакомства с плёнкой, да и кадров получается таким образом в два раза больше — 72 вместо 36. Однако, эти камеры лучше работают как дополнительные, как основные они не совсем подходят. Это не значит, что ими нельзя снимать как основной камерой, скорее, опыт использования таких камер просто отличается: съёмка на них довольно быстро надоедает, хотя, пока этот опыт длится, и камера в рабочем состоянии — это отличный вариант.

Зарубежные компактные камеры

Можно попробовать поискать и зарубежные компактные камеры. Существует класс компактных камер с дальномером — устройством наведения на резкость, которое исклюает необходимость выбирать дистанцию до объекта съёмки на глаз. Это такие камеры, как например, Olympus XA. Эти камеры хороши, если технически никаких проблем у них нет, что уже не всегда можно гарантировать. Если есть бюджет, и попался хороший рабочий экземпляр — можно попробовать взять. Хороший вариант для уличных съёмок.

Зеркальные камеры

Классический вариант, удобство, дополнительные функции, когда есть опыт съёмки на цифровую камеру

Зеркальные камеры, они же «зеркалки» — один из самых популярных видов камер, не только плёночных. Название они своё получили из-за своей конструкции, внутри камеры есть зеркало, которое отражает картинку, попадающую в объектив камеры в видоискатель. Когда фотограф нажимает на кнопку спуска, зеркало поднимается и даёт свету попасть на светочувствительный материал — матрицу или плёнку.

Зеркальных плёночных камер существует очень много, их выпускали разные страны, в разное время. Тут я приведу список зеркальных камер, на которые стоит обратить своё внимание начинающему фотографу. Большинство из них можно без проблем найти в хорошем рабочем состоянии. Много камер из эпохи 80-х, это обусловлено моим личным предпочтением камер этого периода, как с эстетической точки зрения, так и с эргономической. Есть много хороших камер как из периода 60-х 70-х годов, так и из периода 90-х, но первые уже слишком старые и ненадёжные, а вторые слишком новые и не представляют большого интереса. Список субъективный, но тут, думаю, читатель меня простит. Модели других лет вполне можно тоже использовать. А пока, вот какие камеры рекомендую искать я:

Praktica L, LTL и похожие

Серия зеркальных камер из ГДР. Существуют разные модели, но, в основном, это вариации базовой модели L, в которой нет ничего из продвинутых функций, вроде автоспуска, но зато есть хороший ламельный затвор и относительная надёжность. Эти камеры часто можно найти в хорошем состоянии, так как они поставлялись с жёстким чехлом, также, у них в комплекте были неплохие объективы. С объективами есть нюансы, в частности, у оптики из ГДР есть одна общая проблема — залипающие лепестки диафрагмы. Но совсем не всегда эта проблема проявляется сразу, часто, можно вполне комфортно снимать долгое время. Если вы заполучили Практику с чем-то навроде Carl Zeiss Jena Tessar 50/2.8, то, можно сказать, вам повезло. Нужно будет только периодически мониторить состояние лепестков диафрагмы. Либо можно накрутить советский Гелиос-44-2 и снимать им.

Из минусов: не очень хороший видоискатель, тёмный, и малое покрытие кадра (но не такое ужасное, как на зенитах), а также довольно большие габариты. Вес средний, иногда камера даже кажется слишком лёгкой.

Цена: от 2000 до 4000 за камеру в рабочем состоянии, до 6000 в комплекте с хорошим объективом Zeiss Jena.

Olympus OM10, OM20

Известная среди советских фотолюбителей и профессионалов серия камер Olympus OM. Камеры делятся на профессиональный и любительские сегменты. Первые OM1, 2, 3, 4, вторые - OM10 и OM20. Двузнаки отличаются меньшим количеством функций, 10 не имеет ручного режима, 20 имеет. На 10 можно накрутить специальное колёсико, которое позволит устанавливать ручные выдержки.

Зеркальные камеры от Olympus имеют хорошую репутацию, они стабильно работают, имеют низкое энергопотребление. Но наибольшую известность приобрела оптика серии Zuiko  этого бренда. Качественная, резкая, контрастная, в то же время, красиво рисующая. Если рассматривать к покупке эти камеры, то только в комплекте с этими стёклами, зумы я бы не рассматривал.

Цена: от 4000 до 10 000 тысяч, в зависимости от состояния и наличия оптики

Pentax ME Super

Pentax ME Super

Японский производитель Pentax является одним из самых известных среди плёночных фотографов. Изначальный способ крепления объективов этого производителя: M42, быстро был подхвачен другими производителями, а чуть позже, Pentax сделал байонетное крепление Pentax K, объективы для которого обратно совместимы почти для всех камер, произведённых фирмой. Модель ME Super можно считать самой удачной камерой от этого производителя, если считать эпоху 80-х. Да, есть модель K-1000, которая имеет статус легендарной, и её тоже обязательно стоит рассмотреть к покупке, но у ME Super есть много дополнительных удобных функций, которые облегчают жизнь фотографа.

  • У камеры отличный, надёжный затвор, который отрабатывает выдержки от 4 секунд до 1/2000 секунды
  • Встроенный экспонометр очень точный
  • Индикация выдержки находится прямо в видоискателе, и выполнена посредством светодиодов. Это выгодно отличает камеру от конкурентов, где используется стрелочная индикация
  • Большой видоискатель, компактность, лёгкий вес, удобство зарядки плёнки

Эта камера была бы идеальной, но у неё есть свои минусы:

  • Ей нужны батарейки, без них она отрабатывает только одну механическую выдержу 1/125 с., что, однако, не делает камеру неюзабельной. И батареек хватает надолго. Батарейки тут не самые распространённые: LR-44, но они и не сильно редкие
  • Нет индикации диафрагмы в видоискателе
  • У камеры периодически может глючить экспонометр, из-за окисления контактов в диске выбора светочувствительности
  • Светочувствительность встроенного экспонометра можно выставить только до ISO 1600 (не исправляется диском экспокоррекции)
  • Очень редко у камеры может залипнуть зеркало в верхнем положении, починить могут только в Москве

В остальном, прекрасная камера. Иногда эти камеры можно найти в комплекте со штатным объективом SMC Pentax-M 50/2. Хороший объектив. Иногда, за чуть большую цену, можно встретить комплекты и с SMC Pentax-M 50/1.7, тоже хорошая оптика. Но чаще всего, пентаксы идут в комплекте с тёмными зумами, которые лучше сразу заменить на светосильный полтос. В целом, на Pentax есть большое количество хорошей оптики, недостатка тут нет. Плюс, через официально производившийся переходник можно накрутить оптику с резьбой M42, так как эта резьба для Pentax также является родной. Отличный вариант как для новичка, так и для увлечённого плёночного фотографа.

Мой опыт использования этой камеры можно почитать здесь

Цена: от 4000 до 7000 р. за тушку в хорошем состоянии серебристого цвета, чёрные тушки значительно дороже и продаются только комплектами (от 12-15 тысяч).

Nikon FM10, 20, FE, FG

Nikon FE
Nikon FE. Фото: Алексиje Михайлович

Никоны стоят отдельным особняком среди фото оборудования. Эти камеры сложно назвать бюджетыми, и их я могу рекомендовать только тем, у кого есть чуть больше денег на увлечение аналоговой фотографией. На никон нельзя накрутить многие объективы от других производителей (другой рабочий отрезок), как это можно сделать с камерами других фирм (в этом отдельный интерес). Но это не имеет особого значения, так как родная оптика у этой системы очень хорошая почти вся. Также, как и у Pentax, байонет никонов не менялся очень давно, и, чаще всего, объективы можно установить как старые на новые тушки, так и новые на старые. Камеры от Nikon обычно славятся своей надёжностью и отказоустойчивостью. Вы получаете то, за что платите. С моделями из 80-х похожая на Olympus история, есть двухзнаки, которые направлены больше на любителей, и есть однознаки, более крутые камеры. Тут я рекомендую присмотреться к двухзнакам, так как они предоставляют все необходимые функции для средне увлечённого фотографа, в то же время, они не стоят сильно дорого.

Цена: от 7000 до 20 000 р. 

Yashica TL

Серия японских камер Yashica не так известна на пост-советском пространстве, однако, эти камеры вполне себе неплохие. Конечно, эти камеры не могут похвастаться топовым качеством сборки или какими-то необычными функциями, но они вполне себе способны выдавать хорошие результаты. Есть разные модели, производившиеся как в 60-х 70-х, так и в 80-х. Брать можно почти любую модель, главное, чтобы камера была в рабочем состоянии. К сожалению, многие вещи нельзя проверить не отсняв тестовую катушку, но и стоимость этих камер не сильно высокая. В моей камере Yashica TL Super, к примеру, явно тормозит шторка затвора, но не всегда, и на паре выдержек.

Мешает ли мне это снимать на неё? Почти нет, так как дефект наблюдается редко, и на небольшой части изображения. Эта камера у меня для тестов плёнок.

Если удастся найти полностью рабочую камеру, то это хороший вариант. Из минусов: не все камеры механически сохранились хорошо, надо внимательно всё проверять. Также, они тяжёлые и видоискатель у ранних моделей тёмный. Затвор работает довольно громко. В целом, ничем особо не примечательные камеры, но ничего сильно плохого про них тоже нечего сказать. Объективы в комплекте Yashinon обычно хорошие, хоть и сделаны не особо качественно.

Цена: от 3000 до 5000 р. в зависимости от модели и состояния


Заключительные мысли

Конечно же, есть очень много других камер. Например, дальномерные, но с ними будет сложно начинать свой путь в плёночной фотографии, они довольно неудобные. Зато, часто достаются в наследство. Если вам попалась такая — читайте внимательно инструкцию. Также, есть и камеры среднего формата, ничего не мешает начать с них. Но про них нужно писать отдельный пост. 

В идеале, нужно попробовать разные камеры, выбрать себе одну основную, и одну дополнительную. А другие камеры, которые так или иначе будут попадать к вам в руки — станут чем-то вроде поля для экспериментов. Только полноценные тесты на реальных съёмках выявляют все плюсы и минусы камер. Поэтому, нужно постоянно пробовать.

Удачи в поисках своей камеры!

Спасибо за чтение.

Comments