PROVOKE vol. 1 / 2 / 3 — Complete Reprint

В 2018-м году исполнилось 50 лет с первого издания журнала PROVOKE. Для японской послевоенной фотографии эти журналы, а точнее сказать, додзинси (dojin-shi — самиздат, зины) были важным событием. Япония в то время переживала быстрые изменения в разных сферах жизни, и фотографы отреагировали новой эстетикой: ARE, BURE, BOKE (grainy, blurry, out-of-focus — зернисто, размыто, не в фокусе). Этот журнал был создан арт-критиком Koji Taki (1928-2011) и фотографом Takuma Nakahira (1938-2015), вместе с поэтом Takahiko Okada (1939-1997) и фотографом Yutaka Takanashi. Во втором и третьем выпуске к этим людям присоединяется и фотограф Daido Moriyama. Издание вышло с подписью “Provocative Materials for Thought”, т.е., провокационные материалы для размышлений.

Сразу после выхода, публикация вызвала множество обсуждений среди фотографов и критиков того времени, часто, неоднозначного характера. Несмотря на историческую важность этих зинов, их доступность сильно ограничена для широкой публики. Издательство nitesha сделала репринт с целью расширить аудиторию и сделать издание более доступным для всех, кто интересуется японской фотографией.

PROVOKE бросил вызов существовавшим в то время представлениям о фотографии и поставил вопросы о визуальном восприятии посреди социальных и политических сложностей в Японии в поздние 60-е годы прошлого века. В наше время, журнал продолжает быть актуальным, его значимость осознается и переосмысляется уже исходя из множества текущих контекстов.

— nitesha

Закрытость страны тоже существенно повлияла на распространение японской фотографии и связанных с ней контекстов. Только относительно недавно стало возможным начать понимать и раскрывать идеи и контексты того времени в Японии. Не помогла также и похожая, в некотором смысле, закрытость России — о японской фотографии разговор начался только лишь недавно, с общей тенденцией интереса к японкой культуре. 2018-й год был годом Японии в России, и в рамках этого события в Москве проходили выставки японских фотографов, фактически, первая встреча российской публики с фотографиями того времени.

Таким образом, PROVOKE необходимо не только посмотреть всем, кто интересуется японской фотографией, но вообще любому, кто интересуется визуальной культурой — это интересное явление, которое возникло в изоляции и развилось по-своему, дав базу другим интересным концепциям. К примеру, принцип «снимай от бедра», фактически, был использован Daido Moriyama ещё в конце 60-х начале 70-х, эта эстетика позже эхом отозвалась в Европе и Америке через ломографическое сообщество. Можно считать Moriyama отцом ломографии.

Три тома состоят из различных снимков авторов и небольших эссе. В этом репринте присутствует приложение с переводом эссе с японского на англиский и китайский. Первый том имеет больше квадратный формат. Второй том имеет ленту оби. Поверхность бумаги везде отличается, печать старается быть ближе к оригиналу, но, понятное дело, нет возможности адекватно сравнить.

Существует два издания: первое (1 ноября 2018) и второе (1 ноября 2020). На данный момент, на сайте издательства всё распродано, но эти зины без труда можно найти в других интернет-магазинах, правда, уже по существенно другой цене (оригинальная цена: 8800 йен, ~5800 р.)




Koji TAKI, Takuma NAKAHIRA, Yutaka TAKANASHI, Takahiko OKADA, Daido MORIYAMA
Издатель: nitesha
Языки: Японский, китайский, английский
287 страниц
Том 1: 210×210 мм, 68 страниц
Том 2: 242×180 мм, 109 страниц, лента оби
Том 3: 240×184 мм, 110 страниц
Первое издание: 1 ноября 2018