Выставка Игната Цоколаева «Постиндустриальный пейзаж» в Свияжске

Игнат Цоколаев — фотограф из Владимира, который переехал в Казань и работает над разными сериями фотографий, основной темой которых можно назвать городскую среду. География снимков не обязательно привязана к Казани: Игнат постоянно совершает фотопутешествия в разные регионы страны. Эта выставка следует за другими двумя предыдущими: «Домовая книга» (ГМИИ РТ, 2022, Казань) и «Дихотомия» (с Антоном Малышевым, КЦ «Московский», 2022, Казань).

Если «Домовая книга» была о человеке и пространстве, а «Дихотомия» — о пространстве города, то «Постиндустриальный пейзаж», с одной стороны, повторяет темы «Дихотомии», с другой, привносит образы иконографии, которые через композиционные решения и выбор мест дополняют творчество Игната. Заброшенное, старое остаётся, в любой момент можно обратиться к геометрии, фактуре и пространствам, но тут же рядом и чуть-чуть духовного, что в случае с Игнатом, на мой взгляд, является новой составляющей его фотографии. Природа также остаётся: в этой экспозиции эта тема тоже важна.

Портретные образы присутствовали у Игната и раньше, но будто, его больше интересует другое, не столько сам человек, сколько его встроенность в пространство-время. Личность субъектов на более ранних портретах не так важна, важна очерченность типа представленного человека. Переход от описательного подхода к дублированию священных образов явился неким «лайфхаком», который в какой-то степени внёс нужное без избегаемой нарочитости.

Пейзажи на выставке складываются в мозаику: они не гомогенны по природе. Начиная от поверхностного: разности форматов, разности размеров, продолжая последовательностью. Редакторская работа по отбору и сбору снимков в какие-то блоки производилась самим Игнатом, что в моём представлении очень важно, хоть и требует от автора больших усилий и накладывает субъективные сложности в выборе каждой работы и порядку их развески. Здесь эта работа страдает от упоминаемого изначального формального разнообразия. Сами рамы примерно одного размера, с отдельными акцентирующими большими форматами, а вот снимки прыгают от формата к формату, иногда слишком часто. Тут и квадраты, и панорамы, и 4×5. Работать с этим сложно, и хаотичность и общую сумбурность можно понять. Однако, это изначальный выбор, на этапе съёмки, Игнат любит разные форматы, поэтому, конечные результаты разные. Последствия логичны.

Конечно же, нельзя обойти стороной и место проведения. Это Свияжск — остров недалеко от Казани, со своей исторей. Это особое для многих казанцев место в последние годы очень изменилось. Теперь это туристическое место, которое ещё лет 10-15 назад было совсем другим. Восстановив инфраструктуру и сделав остров удобным, люди также изменили и атмосферу. Она тут была самобытной, иногда тёмной, здесь гуляли сильные ветра под свинцовым небом. Покосившиеся заборы, рыболовные сети и старик. Хрестоматийные образы наполняли остров. По крайней мере, так я его себе представлял, когда был там в последний раз. Сейчас остров тоже имеет атмосферу, но другую. У этого изменения есть свой плюс: теперь там появилась достойная площадка для выставок.

Локация для экспозиции играет двойную роль: с одной стороны, это контраст. Совсем небольшой остров, природная сущность, непрерывно влияющая своей атмосферой и внутри музея, сталкивается с образами городских пространств. Диссонанса тут нет: на работах Игната природа уже берёт своё, забирает части домов и объектов себе, сохраняя важные части, также, она присутствует и отдельно, контраст тут не столь велик. Вторая роль острова: осторожная экстракция посетителей из повседневного восприятия жизни в городе, смещение точки восприятия. В этом состоянии работы Игната воспринимаются как бы в отдалении, висят работы близко, а смотришь на них из другой реальности. Окно помещения открыто и природа постоянно напоминает, что ты сейчас в её власти, какими бы современными удобствами тут все ни обустроили. Интересный экспириенс, выбор площадки тут сыграл большую роль.

На данный момент, «Постиндустриальный пейзаж» — наиболее сильное фотографическое высказывание Игната. Иногда мне сложно воспринимать отдельные работы, часто, я вижу их только что появившимися из проявителя (бывает, печатаем работы в лаборатории Игната вместе). Мысль всегда одна и та же: мне нужен контекст, другие работы рядом. Серийность — одна из особенностей, которая нужна этим отпечаткам. По соседству с другими, они сильнее, чем по отдельности. Выставка в этом смысле держит всё впечатление, наконец-то задаёт контекст и ведёт зрителя. Не всегда до конца, это прерывистый опыт, мозаичный, больше попадающий акцентами, для каждого зрителя они будут разными. Где-то это не работает, но тут и специфика работ важна, сам жанр городского пейзажа, на мой взгляд, никогда и не был сильно популярен, не имеет широкой аудитории. Это нишевая фотообласть, в которую заходят те, кто сам имеет какие-то связи с ней. Такое ограничение может быть слишком сильным для некоторых. Что поделать, такова особенность жанра.

Спасибо Луизе Низамовой за кураторскую работу, она помогает развиваться локальному фотоискусству уже не первый год.

На сайте entermedia есть интервью с Игнатом.

Выставка проходит в Музее истории Свияжска, 4-й корпус (Свияжск, ул. Успенская, 22), с 30 апреля до 1 июня, режим работы: пн-пт, вс: 9:00-18:00; сб: 9:00 – 19:00

Официальный пресс-релиз