Об архивах
Можно лишь гадать, сколько фотографов в нашей стране просто снимали в стол, десятилетиями. Не показывали свои работы, боялись, сравнивали себя с более успешными, по их мнению, коллегами и паталогически скромничали. Огромная страна, невообразимое количество отпечатков, плёнок, архивов хранится где-то там: за чертой забвения. Великое наследие в форме точного, досконального документа — фотографии — где-то там. И находим мы эти скрытые сокровища лишь чисто из-за той статистической случайности. Казалось бы, это может касаться только лишь лучших, будто достойны только они. Однако, важно понять: каждый снимок ценен, неважно, с какой целью он сделан. Снимки любительские, порой, рассматривать не менее интересно, чем признанные шедевры.
Тот чемодан, тяжелый, пыльный и старый, который лежит где-то в гараже ваших родственников — хранитель чего-то большего, чем невзрачной документации семейных праздников. Вся наша история, культура, наследие — всё складывается из историй каждой отдельной семьи, каждого отдельного человека, жившего в твоём городе, на твоей улице. Оглядываясь назад, на эти потемневшие снимки, оглядываешься на историю прямо связанную с настоящим. Цепочка всех случайностей привела нас к текущему положению дел. Знать откуда ты пришел, как жили люди до тебя, не просто интересно, любопытно, но и, порой, очень важно.
И, иногда, выпадает шанс узнать, воспринять, наконец-то, ту творческую энергию, которую люди вкладывали, которая, вероятно, подавлялась. Режимом или самим человеком. Фотография принимает нас, с нашими творческими порывами не осуждая, не критикуя. Наше физическое не упирается при нажатии на кнопку спуска, это происходит легко. Благодаря этому, мы можем сконцентрироваться на том, что важно. И снимать, не думая о десятке тысяч вещей, о которых должен помнить, например, художник. Та самая сила фотографии. Как Прометей подарил людям огонь, фотография подарила людям свободу. И свобода эта непривычна, отсюда и принижение собственного творчества, скрытость, общественное непризнание фотографии как искусства. Но снимки делались. И какую-то часть, мы находим.
Вероятно, большинство таких архивов уже никогда не будут достоянием нашей культуры, пропадут, либо они уже пропали. Но то, что можно спасти — нужно спасти. Хотя бы, обеспечить сохранность, чтобы специалисты могли потом это использовать. Изображения должны быть увидены, интерпретированы, использованы. Ценность одной фотографии сегодня может быть низка, но когда речь идёт о сотнях снимков, тысячах негативов — это повод задуматься, перед тем, как нести тот самый чемодан на помойку…