О снэпшотах

Фотографии цветов, городской пейзаж, случайные срабатывания затвора, фотографии из поездок, «я на фоне ковра», снимки котов, кадры из семейного архива… Они всегда были с нами, но когда мы сами начали увлекаться фотосъемкой, то такие фотографии стали пропускать, игнорировать. В этом посте мы поговорим о любительской фотографии, и конкретно о снэпшотах.

Любительская фотография, строго говоря, появилась с первыми массовыми камерами «Кодак», это когда девизом фирмы была фраза «вы нажимаете на кнопку — мы делаем все остальное!». Сделать снимок стало гораздо проще, чем в первое время после изобретения фотографии, когда чтобы получить более-менее приемлимый результат нужно было знать множество вещей. Теперь все стало проще. Только одна кнопка. И эстетика снэпшотов родилась. Любители получили возможности, которыми сразу же начали пользоваться. Фотографии цветов, близких людей, закатов, все это, хоть и в плохом качестве, стало частью повседневной жизни. Спустя чуть ли не сотню лет, мы не так уж и далеки от тех времен. Те, кто до сих пор снимает на мыльницы снимают те же самые вещи. Мы никогда не уходим от этого, потому что цели такой нет, массовая фотография утилитарна, она посредник для общения между людьми. Моя подруга съездила с «мылом» в Индию, и вот я уже вижу плохо отэкспонированные кадры, заваленные горизонты, мутность от заляпанного пальцами объектива, артефакты сжатия жпега. И я в душе рад этим снимкам. Я рад спонтанности, необдумыванию, с которыми сделаны эти кадры. Снэпшоты как они есть. В этих кадрах есть искренность, отсутствуют дополнительные ментальные барьеры, которые мы, продвинутые фотографы, неизбежно строим, отсекая от восприятия неудачные варианты.

Неудачные кадры — это другая сторона фотографии, возможно, её изнанка. То, что один человек бы удалил, другой оставляет, потому что лень удалять и разбираться, или кажется, что нет ничего важного в том, чтобы выбирать один кадр из десяти, когда можно залить все десять. Если мы посмотрим эти десять кадров, мы увидим «мультик», некое оживление одного единственного кадра, который и был целью. «Семь раз подумай — один раз нажми на кнопку спуска» — это ведь не про обычных людей с мыльницами. Теперь, конечно, чаще снимают в инстаграм, и метод изменился: девушка снимает себя на фоне чего-то часто тыкая в экран беспорядочно, чтобы потом выбрать один кадр, и только этот кадр и попадает в ленту. Неудачные кадры либо остаются в памяти телефона, либо удаляются. В миллионах и миллионах мобильниках лежат мириады таких кадров. Изнанка.

Любительская фотография меняется и не меняется одновременно. Её эстетика сильно зависит от того, как автор относится к процессу съемки. Это отношение всегда «присоединено» к серии фотографий. Наш мозг с легкостью категоризирует эти картинки, строит общее впечатление. Мы всегда знаем, что это снято на дешевую мыльницу, и даже удивляемся, что ими ещё пользуются в 2016-м году. В то же время, смотреть и всматриваться это не мешает. Я листаю альбом из отпуска подруги, и чувствую радость. Коммуникация произошла, независимо от эстетики. Я не думаю о том, как это снято и на что. Просто получаю удовольствие. И в этом ценность снэпшотов.

2016