Публикация в журнале «Казань» март 2022

В феврале 2022-го года я дал интервью Юлии Калининой, автору журнала «Казань». Тема номера: «Город женщин». Разговор был про фотосъёмки в жанре ню. В самом номере интевью вышло в несколько сокращённом виде, здесь я публикую полную версию.


Начало «ню»

Я начал снимать в 2007-м году, тогда это были съёмки города. Как только у меня начало получаться вводить человека в кадр, появилась мысль о том, что, возможно, меня интересует то, как человек связан с городскими пространствами. Со временем, появился фокус на телесном: это результат размышлений об изменчивости тела во времени. Когда ты молод, ты не обращаешь на это внимание, но позже становится всё очевиднее, что наше тело это не фиксированная сущность, оно постоянно меняется. Сначала интерес к этим изменениям был в рамках своего тела, однако, себя я не снимал.

Тема телесного в искусстве окружала меня всегда, в первую очередь, на это повлияло то, как мои родители — Наиль и Роза Хадеевы — относились к обнажённой натуре: домашняя коллекция картин включала в себя произведения с обнажением, например, картины Ильдара Зарипова. Наша семья была близко знакома с ним. Картины Зарипова в определённой степени повлияли на формирование моих представлений о том, как должна выглядеть обнажённая натура. Также, у нас была библиотека фотоальбомов, например, альбом с чешской фотографией, в которой были работы в стиле ню. Таким образом, начиная работать с темой телесного, у меня была хорошая база.

В 2013-м году получилось организовать первую ню фотосъёмку, мне согласилась позировать подруга, за что ей большое спасибо. Одним из важных наблюдений на съёмке стало то, что природа и женское тело — это две очень органичные сущности, которые идеально сочетаются.

Обнаженная съемка в городе

Съёмки с обнажением в городе оказались очень интересной темой: диалог тела и окружающего городского пространства работает по-разному, включает в себя разные смыслы и контексты. Я противопоставляю обнажённых девушек старому городу — с обшарпанными стенами, оголённым кирпичом, скромной городской растительностью, которая отличается от того, что мы можем увидеть на природе. Получается контраст смысловой и визуальный. Но в городе я редко использую полное обнажение, так как оно органично скорее на природе. То, что человек в городе не может полностью обнажиться вносит дополнительные смыслы. Город настолько наполнен деталями и связями человека с ними, что эта тема становится неисчерпаемой.

Японская фотография

Японская фотография сильно влияет на меня. Долгое время Япония была закрытой страной, эта особенность сформировала и их отношение к обнажению. Японцам сложно говорить о личной жизни, однако, в 60-х и 70-х годах прошлого века именно японские фотографы стали захватывать темы, которые раньше были табуированы: личная жизнь, повседневность, обнажёнка. Например, Нобуёси Араки сделал серию про медовый месяц, когда он путешествовал со своей женой: работа состоит из снимков, которые больше похожи на визуальный дневник, каждый шаг он документировал очень точно. Он включил множество личных снимков, которые раньше нельзя было показывать, в том числе и снимки с обнажением. В итоге, это стало художественным высказыванием.

Процесс раскрытия интимного, возможно, является каким-то решающим моментом. В снимках Араки есть искренность, непосредственность и простота, которые сложно передать, и которых так не хватает в наше время снимкам в стиле ню. Хочется через фотографии передавать больше, чем просто тело, чтобы за внешней эстетикой шло и моё личное послание, обнажение моей души, моего внутреннего мира, которое люди могут воспринять по-своему.

Любое ли тело красиво?

Конечно, всегда можно сказать: «красота в глазах смотрящего». Но мне кажется, красота должна быть, в первую очередь, внутри самого человека. Если собственное тело для самой модели имеет сакральный смысл, то изнутри обязательно проявится красота. Как поставить свет или какую выбрать позу — это вопросы уже вторичные. Важно, чтобы человек был красив, в первую очередь внутри, чтобы из него шёл свет. Важно выявить это.

Чтобы достичь этого, необходимо воспитывать в себе умение воспринимать красоту, которая лежит за пределами внешнего, физиологического.

Как находить моделей

Мои модели — чаще всего девушки, с которыми я знаком довольно давно. Есть важный момент: при съёмке ню очень важны доверительные, тонкие отношения между моделью и фотографом. У меня был опыт съёмок и мужской натуры, и там доверие тоже очень важно. Независимо от пола модели, есть некие общие особенности, есть понимание, что мы, как люди, при обнажении, как бы мы ни выглядели в обычной жизни, все мы — одинаковые. Мы уязвимы. И доверие здесь — самое ценное в съёмке. Это фундамент, на котором строится хороший кадр.

Интим

Вопрос отношений модели и художника исторически существовал всегда. Из-за того, что существует момент обнажения, мысль о том, что между моделью и художником «что-то было» или «чего-то не было» присутствовал всегда. Если взять в пример художников, учащихся, то к ним критерии применяются более мягкие, понятно, что обнажение модели для них — это часть творческого процесса, например, учебного. Позирование же фотографам до сих пор остаётся «серой зоной». Тут вопрос в результате. Есть такие вещи как профессионализм и репутация фотографа, именно они сдерживают давление общества, которое всегда присутствует, как на фотографа, так и на модель. На мой взгляд, всё, что можно сделать — своим примером каждый раз показывать, что ты творишь по совести, что существует высокая цель твоего творчества, ради которой происходит обнажение.

Цензура

Цензура вокруг есть всегда, и она никогда не исчезала. Всегда есть границы, внешние и внутренние. Мне хочется верить, что работы не оскорбляют ничьи моральные устои, но, в то же время, я понимаю, что не могу это контролировать. Я всегда публикую то, в чём я абсолютно уверен, поэтому никогда не удаляю свои снимки под каким-либо давлением. Когда я сталкиваюсь с негативом, то стараюсь помнить главное: делая эту работу, я делал её искренне.