Фотобиеннале 2022 в Мультимедиа Арт Музее

В Мультимедиа Арт Музее проходит Фотобиеннале 2022 — международный месяц фотографии в Москве. В начале июня мне удалось посетить выставки, проходящие в рамках этого мероприятия. В этом посте расскажу про то, что понравилось мне больше всего.

Сразу же на входе, на первом этаже можно увидеть ретроспективу выставок, которые проходили в музее за всё время его существования:

Выставок было много, в частности, тут выставлялся и Нобуёси Араки. Давно, в 2002-м, также в рамках фотобиеннале.

Поднимаясь выше, мы попадаем в основные выставочные пространства.

Первая выставка: Леонид Тишков — Ближе Луны только звёзды

Это основной проект художника, который я уже видел в казанском пространстве «Смена», но в несколько другом варианте. Неотъемлемым атрибутом этих выставок является большая светящаяся Луна, реальный физический объект. Тут также есть целая звезда, которая, вопреки ожиданиям, не статична. Каждые несколько минут она буквально падает с «неба» на «землю». Это событие сопровождается громким звуком, который слышно по всему музею. Вероятно, нет конкретного времени, через которое звезда падает и снова поднимается в небо, остаётся лишь присесть на скамейку у неё и терпеливо ждать, когда же это случится. Чтобы загадать желание, конечно же.

Лайтбоксы с фотографиями светятся в полутьме, это создаёт уютную атмосферу в выставочном пространстве. Я был рад снова увидеть эти работы. Проект носит название «Частная Луна», опыт, которым делится художник делает Луну частной для каждого зрителя.

Блог автора


Следущая выставка: Игорь Мухин, Москва — Париж — Вена

Мухин известен всем, кто хоть как-то интересовался московской фотографией. Он снимал много в 90-е (рок-звёзд, андерграунд сцену), сделал пару хороших фотокниг, которые я до сих пор никак не могу добавить в свою библиотеку. Подробнее про фотографа можно почитать тут и тут.

На этой выставке представлены его уличные снимки, период с 1996 по 2002, сделанные в трёх городах: Москва, Париж и Вена

Мухин этой экспозицией в определённой степени валидировал моё увлечение улицей. Я уже видел его работы, но по отдельности и в интернете, чего, конечно, для такого эффекта недостаточно. Выставка с реальными отпечатками, с хорошим освещением — незаменима для «старомодного» плёночного уличного фотографа, как средство выражения

Москва и Париж — это желатин-серебряные отпечатки, Вена — цифровые. Особой разницы я не заметил, подогнаны они хорошо

Мухин сильно сокращает дистанцию, как и положено стрит фотографу. не стесняется длинных выдержек, если это помогает захватить сцену. Красной нитью идёт тема объятий. Входя в интимную зону людей, Мухин так и остаётся наблюдателем, камера остаётся непреодолимым барьером. так близко, и так далеко

Все три города сняты как один. Да, у каждого есть особенности, люди выглядят по-разному, вагоны метро другие, машины. Но люди везде примерно похожи. Состояния органичны, от одного города к другому. Ежедневные маршруты и праздники, манерные персонажи и абсолютно заурядные фигуры, всё сливается в поток улиц, разных, но по сути одинаковых. Места обитания живых людей

Хорошая выставка, для любителей стрита посетить нужно обязательно.

Сайт автора


Ещё одна выставка, которая обратила на себя внимание: Сергей Борисов — Сказка о потерянном времени

Ретроспективная выставка московского фотографа, много работ, разные форматы (от небольших работ до принтов во всю стену), цвет, чб, даже залы с проекциями видео. Здесь такое разнообразие органично вписывается в пространство, выставка хорошо спланирована. Можно обойти её несколько раз разными способами и каждый раз увидеть работы по-другому

«Летописец советского андерграунда», как указывают в его биографии, Борисов представлен множеством снимков самых разных известных людей, это калейдоскоп творческой жизни Москвы и Петербурга в один из самых неоднозначных периодов страны: 80-е и 90-е годы

Отличная выставка, которая передаёт атмосферу времени. Пусть и часто только лишь с одной стороны.

Видеоархив организован как пара залов с проекциями, где крутятся по кругу короткие видео, на которых, в основном, запечатлены фотосъёмки, короткие интервью и разговоры об объектах искусства

На мой взгляд, одна из самых интересных выставок этого Биеннале, особенно, если вы интересуетесь культурой 80-х и 90-х.

Сайт автора


Абриэле Галимберти — Мой личный динозавр и домашняя аптека

Две серии работ итальянского фотографа, «Домашняя аптека» и «Мой личный динозавр». Галимберти был известен мне по нескольким работам первой серии про домашние аптечки, но очень поверхностно, я практически ничего не знал о фотографе. Эта выставка сразу же притягивает: тут и специфический для подобного рода фотографий большой формат, и отличная работа с цветом и освещением. Эти картинки (картины…) хочется разглядывать

Снимки полны деталей, они на подсознательном уровне заставляют в себя вглядываться. Практически, именно детали, на мой взгляд, и являются главными здесь, всё остальное сильно на заднем плане (кто эти люди конкретно, каков род их деятельности). Это делает снимки для меня фактически абстрактными работами. Да, на них есть люди, пространства, атмосферы, но это всё нужно лишь для того, чтобы мы уткнулись в одну область снимка и изучили каждую книжку на полке, каждую коробочку с таблетками, каждое пятно краски на стерео системе

Конечно же, у двух этих проектов есть концепция, идея, свой смысл, но мне они показались довольно поверхностными. При том, что как фотограф я прекрасно понимаю, какая огромная работа проделана по организации таких съёмок. Это я могу оценить и увидеть здесь тоже. Но не покидает ощущение, что автор сконцентрирован на создании изображений, в которых деталь — главный герой, остальное — только оправдание для захвата как можно большего количества нюансов, микроподробностей. И это… хорошо.

Именно из-за этой особенности совершенно обязательно смотреть такие работы в реальности. Это скорее минус: взаимодействие с этими снимками возможно только лишь персональное, непосредственное. Классическое «экран не передаёт» тут доведено до экстремального.

Сайт автора


Хорошие выставки, рекомендуется посетить всем, не только фотографам. Для меня эта Биеннале оказалась знакомством с Мультимедиа Арт Музеем в целом, я здесь никогда до этого не был, что ж, знакомство вышло удачным. Буду следить за выставками здесь дальше.

Фотобиеннале 2022 проходит до 31 июля 2022-го года

Спасибо за чтение.