О фиксажах

Тема про фиксажи (они же закрепители) периодически возникает на разных тематических ресурсах, в чатах в телеграме и т.д. Казалось бы, такая простая вещь, а вопросы продолжают возникать. Понять такое внимание к фиксированию несложно: это один из важнейших этапов обработки плёнок, фотобумаг и пластинок. В этом посте я привожу основные рецепты, а также делюсь личным опытом на тему фиксирования.

Содержание

Общая информация

В отличие от процесса проявления, где важно всё: температура проявителя, его разведение, время проявления, режим агитации, процесс фиксирования — более простой. Но этот шаг также очень важен. 

После проявления фотографического материала, в его эмульсии остаются непрореагировавшие галлогениды серебра, которые необходимо перевести в растворимые комплексные соли и удалить. Эту задачу выполняют специальные растворы: фиксажи. Если плёнку не зафиксировать, то под воздействием света остатки галлогенидов серебра прореагируют и плёнка засветится. Также, хорошее фиксирование гарантирует хорошую сохранность материала.

Для современной практики можно выделить два типа фиксажей: нейтральные и кислые. Распространена ещё быстрая версия кислого фиксажа. Существуют также щелочные и дубящие фиксажи, но на данном этапе развития материалов они менее актуальны.

Основное действующее вещество в фиксажах: тиосульфат натрия и/или тиосульфат аммония.

Тиосульфат натрия это классический вариант, имеются два вида: кристаллический и безводный. Чаще всего найти можно кристаллический.

Тиосульфат аммония быстрее фиксирует, чем тиосульфат натрия, и входит в состав быстрых фиксажей (преимущественно концентратов), но его доступность ниже. Иногда заменяется комбинацией тиосульфата натрия и хлорида аммония. В каком виде это вещество вводится в раствор не имеет значения, и тиосульфат аммония и смесь тиосульфата натрия и любой аммониевой соли сделают свою работу.

Фиксажи можно изготовить либо самому, закупив исходную химию, либо купить готовыми. Если вы обрабатываете фотоматериалы часто, имеет смысл научиться делать фиксаж самому из исходников. Если у вас нет времени или желания заниматься составом растворов, готовая химия — отличный вариант. Готовая химия от популярных изготовителей (Ilford, Kodak, Foma) удобна, надёжна и хорошо хранится, но стоит ощутимых денег.

Разумным решением будет выбрать один вариант фиксажа и пользоваться им постоянно. Фиксаж — это не та химия, которая улучшит качество ваших негативов, фактически, всё, для чего он нужен — это смыть лишнее с плёнки. Все фиксажи делают только это. Выбрав один вариант фиксажа, изучив скорость его действия, ресурс и срок хранения, можно пользоваться только им, пока он есть в наличии.

В этом посте я привожу рецепты фиксажей из «Фоторецептурного справочника» издательства «Искусство» под авторством В. П. Микулина (2 издание, 1960). Фиксажи изучены хорошо и их рецептура давно известна, поэтому год издания тут особого значения не имеет. Также использованы материалы книг «Фотография. Из практики любителя» авторства А. Волгина и «Азбука фотографии» авторства Д. О. Стародуба.

❤️ Этот блог существует без рекламы, на пожертвования читателей, помогите сохранить его, поддержите меня

Важные примечания

Необходимо сразу уточнить некоторые детали.

Недопустимо использовать один и тот же фиксаж для плёнки и для бумаги.

Я использую литровую стекляную бутылку для плёночного фиксажа, и двухлитровую пластиковую канистру из Ашана для бумажного фиксажа. Плёночный фиксаж можно хранить и в обычной пластиковой литровой бутылке. Каждая ёмкость помечена соответствующим образом, также, после каждой отфиксированной плёнки на лейбле бутылки делается чёрточка-пометка, для контроля ресурса. После приготовления фиксажа обязательно ставится дата.  

Во время фиксирования важно производить агитацию: крутить спираль проявочного бачка с фотоплёнкой (либо агитировать переворачиванием, если позволяет бачок) в режиме 10 секунд каждую минуту. Это ускоряет процесс фиксирования. При печати небходимо периодически покачивать кювету с фиксирующимся листом бумаги, чтобы раствор покрывал полностью всю площадь материала.

Я обрабатываю все свои узкие и широкие плёнки в фотобачке Paterson, агитирую во время стадии фиксирования переворачиванием, в режиме 4 переворота бачка средней скорости каждую минуту на протяжении всего процесса фиксирования

Фиксирование всегда проводится до конца. Поэтому, важно знать, как быстро работает фиксаж. Для этого кусочек засвеченной плёнки, удерживаемый пинцетом, помещают в раствор фиксажа, засекается время. Температура фиксажа должна быть такая же, при которой планируется его использовать. Производится постоянное шевеление (агитация) кусочка плёнки в растворе. Через некоторое время, обычно, от 30 секунд до 2-3 минут плёнка становится прозрачной, сквозь неё видно пинцет. Время останавливают. Далее это время удваивают — это и есть время полного фиксирования.

После приготовления нового фиксажа, с которым я ещё не работал, я проверяю его скорость этим способом. Фиксирую я плёнку всегда минимум 4 минуты

Если есть сомнения в сохранности использованного фиксажа, делают аналогичный тест. Если время, за которое кусочек плёнки становится прозрачным стало длинее в два раза, по сравнению с временем в свежем фиксаже — лучше сделать новый фиксаж.

Перед фиксированием желательно промыть плёнку в проточной воде в течение 1-2 минут, активно её агитируя. Это существенно повысит сохранность фиксажа. Особенно важно это сделать, если используется нейтральный фиксаж. Естественно, промывка производится в самом бачке, после проявки, бачок при этом не открывается.

Некоторым плёнкам нужно существенно дольшее время фиксирования. Связано это с особенностями эмульсий, такие плёнки как Kodak T-MAX, например, нуждаются в удлинённом фиксировании. Всегда проверяйте даташиты ваших материалов.

Температура фиксирования: 20-25°С

Время промывки плёнок после фиксажа: 20 минут при температуре воды 20°С. Не оставляйте бачок просто под струёй воды, периодически крутите спираль. Обеспечьте хороший приток промывочной воды и её активную смену. Необходимо, чтобы температура промывочной воды не отличалась от температуры использованных для проявки растворов больше, чем на 7-10°С.

Чтобы на плёнке после промывки не образовывались следы от воды, пользуйтесь смачивателем

Время промывки бумаг после фиксирования: для пластиковых бумаг около 5-10 минут, для баритовых 30-60 минут.

Во всех рецептах фиксажей метабисульфит калия можно заменить на более дешевый метабисульфит натрия, уменьшив навеску на 15%.

Простой фиксаж

Простой, он же нейтральный фиксаж. Состоит только из тиосульфата натрия.

№107 Закрепитель для плёнок, пластинок, фотобумаг (Микулин)

Вода 60-70°С — 500 мл
Тиосульфат натрия кристаллический — 250 г
Вода холодная — до 1 л

Основным плюсом этого варианта является его простота изготовления: нужен только тиосульфат натрия. Вещество распространено, достать его нетрудно, оно недорогое, хранится в нормальных условиях очень долго.

В настоящее время применяется для фиксирования некоторых плёнок, проявленных в специальных окрашивающих плёнку проявителях, которые заслуженно набирают популярность: это, например, разные вариации пироката. Иногда, нейтральный фиксаж используют при печати, например, в лит-процессе: в нейтральном фиксаже отпечаток слабо, либо никак не меняет тон, который он набрал во время проявления, также, не происходит частичного отбеливания изображения, как в быстрых кислых фиксажах.

Однако, у такого фиксажа есть серьёзные минусы. Имея слабую щелочность, простой фиксаж не останавливает проявление в эмульсионном слое, которое продолжает происходить после слива проявителя. Необходимо использовать стоп раствор и дополнительную промывку после него. Промывка после стопа нобходима для вымывания лишней кислоты из слоя, которая портит нейтральный фиксаж и сильно сокращает его срок службы (в том числе из-за образования серы). В таком фиксаже можно отфиксировать около 10 плёнок, сравнительно небольшое количество. Время фиксирования: 5-7 минут. Неиспользованный нейтральный фиксаж хранится 2-3 месяца, использованный — месяц и менее. Необходим периодический контроль активности на кусочке плёнки способом, который указан выше.

Кислый фиксаж

Удобный и популярный вариант, сохраняется гораздо лучше обычного фиксажа за счёт добавления подкислителя.

№109 Кислый закрепитель для плёнок и пластинок (Микулин)

Вода 60-70°С — 500 мл
Тиосульфат натрия кристаллический: 200 г.
Метабисульфит калия — 20 г.
Вода холодная — до 1 л

Кислый фиксаж прерывает проявление материала сразу, поэтому предпочтителен. Можно не использовать стоп ванну, но тогда уменьшается его ресурс. Если использовать промывку между проявителем и фиксажём в обычной проточной воде в течение 1-2 минут, либо, если использовать стоп-раствор, то ресурс такого фиксажа не страдает. Срок годности неспользованного фиксажа: от 3-х месяцев, до полугода. Использованного: до 3-х месяцев.

На данный момент, я пользуюсь следущим фиксажом:

№ 111 Кислый закрепитель (Ф-24) для плёнок, пластинок и бумаг

Вода 60-70°С — 500 мл
Тиосульфат натрия кристаллический — 250 г.
Сульфит натрия безводный — 10 г.
Метабисульфит калия — 25 г.
Вода холодная — до 1 л.

Быстрый кислый фиксаж

Введение хлористого аммония резко сокращает время фиксирования, но одновременно с этим несколько уменьшает предел использования фиксажа. В данном растворе можно обработать 12-14 роликов плёнки. Время фиксирования составляет 3,5-6 минут при 20°С.

№ 121 Быстрый кислый закрепитель (Микулин)

Вода 60-70°С — 500 мл
Тиосульфат натрия кристаллический — 200 г.
Хлористый аммоний — 50 г.
Метабисульфит калия — 20 г.
Вода холодная — до 1 л

Готовые фиксажи

Как уже отмечалось, готовые фиксажи удобны. Существуют фиксажи в порошках, и в концентратах. Концентраты удобнее, не нужно ничего растворять, только разбавить водой, обычные соотношения: 1+4 для плёнок и 1+9 для бумаг. Порошки надо растворять, в определённой последовательности, но это тоже несложно. Понятное дело, что порошки это те же самые исходные компоненты, которые входят в состав фиксажа. Но тут они отмеряны по весу заранее и, в идеале, хорошего качества. Порошки хранятся очень, очень долго. Жидкие фиксажи тоже хранятся очень долго. В моей практике я пользовался фиксажём из 2013-го года Fomafix, и всё работало очень хорошо (были сделаны тесты).

Со временем, когда объёмы обрабатываемых материалов повысились, особенно, когда я начал печатать, я стал всё меньше покупать готовые фиксажи. На сегодняшний день, я пользуюсь сухой химией из 2002-го года, которая меня устраивает. Но я не могу порекомендовать такой вариант всем: химия бывает разной, и её качество может варьироваться, в частности, тиосульфат может начать впитывать влагу и становиться менее активным. Поэтому, если вы только начинаете свой путь в аналоговой фотографии, я рекомендую пользоваться готовыми жидкими концентратами известных производителей.

Выводы

Плёнки нужно фиксировать достаточное время. Сколько именно — нужно смотреть даташит к каждой плёнке. Желательно делать тесты на время осветления материала. Лучше выбрать один фиксаж и пользоваться им, пока он есть в наличии. Фиксаж не делает ваши плёнки лучше, поэтому, не нужно долго и мучительно выбирать, чем фиксировать, все фиксажи делают одно и то же. Жидкий концентрат быстрого кислого фиксажа от известного производителя удобнее и надёжнее всего, хоть и стоит дорого. Если вы проявляете плёнку часто, лучше закупить исходную химию и делать фиксаж самому. Исходную химию можно купить в интернет-магазинах.


Спасибо Александру Хохлову за помощь в подготовке материала, подписывайтесь на его телеграм канал

Comments

Comments