site
stats
Про фотоплёнку в Казани - Фотограф Тимур Хадеев — Ephemeral Vision

Про фотоплёнку в Казани

Пост обновляется, последнее обновление: 7 июня 2020

В связи со всем известными обстоятельствами, некоторая информация может быть неактуальной. Уточнять конкретные детали можно в личных сообщениях, контакты в конце поста

Содержание:

Как снимать на плёнку?

Процесс выглядит так: выбор и покупка плёнки → съёмка → проявка → сканирование. Готово, у вас на флешке jpg файлы, которые можно заливать куда угодно. Дополнительно может быть произведена печать, либо со сканов, либо оптически. Камера обычно уже есть, либо её можно найти недорого, основные затраты при съёмке на плёнку уходят на материалы, обработку и сканирование. Я сделал видео про весь процесс
Содержание ↑

Где купить плёнку в Казани?

На данный момент (июль 2020) купить пленку в Казани все ещё можно.

Плёнка в наличии есть здесь:

Магазин «DNS» — продают разную чёрно-белую плёнку. Из цвета только дорогая Kodak Portra 160/400. Сейчас тут есть только дорогая Kodak Portra 160

Магазин «Фотосклад». Адрес: ул. Галиаскара Камала, д. 7 (четвертое крыльцо справа), метро: Площадь Тукая, время работы: пн-пт 10-21, cб 10-20, вс и праздники 11-20, телефон: (843) 21 00 784 (с 8:00 до 22:00 по Мск). На данный момент, плёнки тут нет, ни цветной, ни чб

Магазин «Онлайн-трейд.ру». Там можно заказать доставку по Казани или привоз товара в пункт выдачи. В этом магазине я покупал разные вещи, но не плёнку. Судя по опыту других людей, плёнку там брать можно, она не просроченная.

Где можно попробовать поискать:

  • Гипермаркет «Ашан» очень редко продает Kodak ColorPlus 200 (в отделе электроники, на данный момент плёнки там нет). Также, там редко бывают одноразовые камеры с цветной плёнкой. Адреса: Проспект Победы, 91 (работает ежедневно с 8.00 до 23.00) и пр-т Ямашева, д. 46/33, молл Парк Хаус (ежедневно с 8.00 до 22.00)
  • Иногда лишняя плёнка бывает у меня, пишите, контакты в конце поста. Обычно это только чб плёнка.

Сейчас в городе доступны: цветная негативная плёнка (доступность плохая, см. начало поста), цветная слайдовая, чёрно-белая и монохромная (чб, проявляемая по процессу C-41). Если вы до этого не имели дела с плёнкой, я рекомендую выбирать цветную негативную. Тип плёнки указан в описании товаров в магазинах, читайте внимательно.

Стоит отметить, что фотоплёнка в реальных магазинах стоит немного дороже, чем в интернет-магазинах. Если вам «просто попробовать», то можно потратиться, если захотите снимать на пленку более-менее постоянно − заказывайте плёнку в интернете, это дешевле, при условии, что заказывается не один ролик, а несколько.
Содержание ↑

Где заказать пленку в интернете?

Многие интернет-магазины продают фотопленку, но тут надо быть внимательным, смотреть чтобы срок годности был адекватным и чтобы доставка не была сильно дорогой. Для Казани актуален интернет-магазин Online Trade. Также, DNS начал продавать плёнку. Из других российских вариантов: Фотоаптека D-76, Среда, Фотоуниверсам, PhotoSale. Все эти магазины доставляют товары по России. Из зарубежных интернет-магазинов можно попробовать Fotoimpex и Macodirect. Можно также покупать на eBay, пока это ещё доступно. Только покупайте у продавцов из Гонконга, Китая и Японии. Из США и других стран дорогая доставка. Цены там сопоставимы с ценами в наших магазинах, но нужно долго ждать, пока привезут. Поэтому, сначала ищите нужную вам плёнку в российских магазинах. Выбирайте интернет-магазин исходя из доступности товара. Химию и оборудование для проявки лучше брать в Фотоаптеке, пленку в любых местах, где она есть свежая. Берите сразу 5-10 катушек, иначе затея имеет мало смысла. Пленку надо «распробовать».
Содержание ↑

Какую плёнку покупать?

Если у вас камера малого формата «Зенит», «Смена», «Ломо ЛК-А», мыльница из 90-х или с барахолки: вам нужна 35мм плёнка (тип 135) — 12, 24 или 36 кадров в ролике.

Если у вас камера среднего формата «Киев-88», «Киев-6С», «Киев-60», «Любитель», «Pentacon Six»: вам нужна широкая плёнка тип 120. Обычно 12 кадров в ролике. Некоторые камеры могут снимать как больше кадров на такую плёнку, так и меньше. Смотрите характеристики вашей камеры.

Если вы решили собрать пинхол, то тип плёнки для него зависит от чертежа, по которому вы его собираете, либо от геометрических параметров, если камера собирается с нуля.

Какую именно плёнку нужного типа покупать зависит от того, в каких условиях планируется снимать. Если «везде и как получится», то из 35мм цветных негативных рекоммендую:

  • Kodak Ultramax 400
  • Fuji Superia X-TRA 400

Если съёмка будет в студии или днём, то можно попробовать:

  • Kodak Portra 160
  • Fuji C200
  • Kodak ColorPlus 200
  • Kodak Ektar 100

Чёрно-белые негативные 35мм плёнки для съёмок «везде и как получится»:

  • Ilford HP5+ 400
  • Ilford Delta 400
  • Kodak TRI-X 400
  • Kodak T-MAX 400
  • Ilford PAN 400
Для съёмок в студии и в дневное время:
  • Ilford Delta 100
  • Kodak T-MAX 100
  • Ilford PAN 100

Из среднего формата (тип 120): Ilford HP5+ 400, Ilford Delta 400 для всего подряд, Kodak Portra 160 для съёмки портретов в студии, Kodak Ektar 100 для съёмки всего подряд на улице днём, Kodak Portra 800 для съёмки в плохих условиях освещённости.

Это самые доступные в Казани плёнки на данный момент, их легче всего найти (учитывая интернет-магазины с доставкой по городу).

Мои примеры с цветных плёнок можно посмотреть в этом посте.

Внимание! Плёнку среднего формата нельзя проявить или отсканировать в лабораториях Казани, ни цветную, ни чб. Обращайтесь к Игнату Цоколаеву, он проявляет и сканирует. Я проявляю только чб, сканирую цвет и чб (ещё могу напечатать чб оптически). Мои контакты в конце поста.
Содержание ↑

Где проявить пленку?

Качественно проявить цветную пленку в целом по России уже негде. Нужно принять этот факт. Есть лабы в Москве, но там тоже лотерея. Конкретно в Казани с этим все очень плохо: проявляют буквально в паре мест и нигде нет гарантии хорошего результата. Проявка в лабах может быть удовлетворительной, но никогда — хорошей, и уж тем более отличной. Из фотолабораторий можно попробовать «Юпитер», однако, результат может быть непредсказуем: пыль, царапины, старая химия в проявочной машине, общее низкое качество проявки. И в лабах нельзя проявить чёрно-белую плёнку.

Лучшей альтернативой фотосалонам будет проявка у человека, который специализируется на такого рода задачах. В Казани это Игнат Цоколаев, пишите ему. Вы получите хорошее качество, грамотное обращение с негативами, проявку в свежей химии, упаковку в специальный архивный сливер, персональный подход. Если вам важны кадры, то нести стоит только к нему. Также, чёрно-белую плёнку можно принести на проявку мне, контакты в конце поста.
Содержание ↑

Сколько стоит проявка и сканирование плёнки?

Цены по городу варьируются от 250 р. до 350 р. за проявку, и от 250 р. до 1500 р. за сканирование, стоимость везде нужно уточнять. Речь идёт только об узкой (35мм) плёнке. Стоимость обработки других форматов также нужно уточнять.
Содержание ↑

Как отсканировать плёнку?

Для разовых съемок лучше воспользоваться сканером у кого-то из друзей, у фотолюбителей в городе. Можно сканировать в фотолабораториях, но это не очень удобно, так как нельзя контролировать процесс (сканят на автомате) и это дорого. Если вы снимаете на пленку чаще одного раза в месяц, то имеет смысл приобрести что-то свое. Рекомендации в порядке качества картинки: Epson V370 → Epson V550-600-750 → Plustek OpticFilm 8100 → Nikon Coolscan 5000-7000-9000 ED Плюстеки не сканят широкий формат (тип 120, СФ, средний формат, Medium format). Планшетники Epson сканят (начиная от V550). Сканьте у знакомых фотографов, заведите такие знакомства, если вы хотите снимать на пленку постоянно. Желательно скопить денег и взять хотя бы планшеник. Если есть деньги − Plustek OpticFilm. Если увлеклись сильно, то советы вам тут уже не нужны, у вас уже должен быть Nikon Coolscan.
Содержание ↑

Про чёрно-белую плёнку

Чёрно-белую плёнку нельзя проявить ни в одной фотолабе в Казани. Проявить чб плёнку вам могут казанские фотолюбители. Опять же, можно обратиться к Игнату. Контакт выше. Или ко мне. Ссылка ниже.

Покупайте чб пленку если точно знаете, зачем вам это. Либо для эксперимента.

Содержание ↑

Что такое С-41, D-76?

Это названия фотопроцессов, по которым проявляют плёнку. C-41 предназначен для цветных плёнок, также известен как CN-16 у плёнок Fuji, но никто не называет стандартный цветной процесс современных плёнок так, все говорят C-41. Если у вас в руках обычная цветная плёнка — она проявляется по C-41. Процесс для проявки чёрно-белых плёнок часто называют D-76, но это неправильно, D-76 это название проявителя, а не процесса. Правильно будет просто говорить «проявка по чёрно-белому процессу». Также, существует монохромная плёнка Ilford XP2 Super 400, проявляющаяся по процессу C-41. Если хотите попробовать чб, но не хотите заморачиваться с проявкой вне лабы — это хороший вариант.
Содержание ↑

Что насчёт киноплёнок?

В последнее время, в городе стала доступна киноплёнка формата 35мм, это Fuji Eterna 250D, 500T, F64T, Kodak Vision 3 250d, 500T, 50D и т.д. Изначально, эта плёнка предназначена для съёмок кинофильмов, в специальных больших кинокамерах, поставлялась она в бобинах. Сейчас энтузиасты находят эту плёнку, наматывают её в стандартные катушки для узкой фотоплёнки и снимают на неё. Далее проявляют в химии для проявки цветных плёнок, часто, это процесс C-41, вместо нужного для киноплёнок ECN-2. На самом деле, C-41 и ECN-2 довольно похожи, разнятся только в мелочах, например, темпатура немного другая. Но можно считать, что киноплёнку вполне успешно можно проявлять в C-41, соблюдая правильный режим проявки. В целом, вариант съёмки на киноплёнку неплохой, но нужно учесть следущие особенности:
  • Сажа. Киноплёнки производятся со специальным дополнительным сажевым слоем, который необходим ввиду специфики использования такой плёнки в кинокамерах. Из-за этой сажи, такие плёнки нельзя нести в обычные фотолаборатории. Даже если у вас примут там эту плёнку — вы засорите проявочную машину, испортите чужие плёнки. Не надо так делать. Несите такую плёнку туда, где её могут проявить: любителям энтузиастам.
  • Разный цветовой баланс. Это те самые буквы D и T в названиях плёнок. D — плёнка сбалансирована для съёмки при дневном свете, T — плёнка сбалансирована для съёмки при лампах искусственого освещения. В отличие от обычных фотоплёнок, на которые часто можно снимать как днём, так и в помещениях (речь о плёнках с чувствительностью 400 ISO), на киноплёнки нужно снимать именно так, как это планировалось производителем. Если вы захотите снимать на плёнку, сбалансированную под искусственное освещение днём, вам нужно будет использовать специальный оптический фильтр для объектива, чтобы скорректировать цветовую температуру. И наоборот, если у вас плёнка для дневной съёмки, а вы снимаете при искусственном освещении — придётся найти нужный фильтр. Всё это добавляет неудобств, особенно, учитывая, что чувствительность этих плёнок уже далека от номинальных значений.
  • В большинстве случаев, киноплёнка просрочена. Fujifilm, например, перестала выпускать киноплёнку вообще, и то, что сейчас можно найти — это просроченная плёнка. Поэтому, можно ожидать от плёнок Fuji некорректных цветов, падения чувствительности, возможны артефакты (точки разного рода, краевая вуаль — осветление изображения по краям кадра). Киноплёнки от Kodak всё ещё производятся, и их можно найти непросроченными, хоть это и редкость, в большинстве случаев, доступна просрочка разного рода. Такие же особенности, как и у Fuji. Нужно делать поправки в экспозицию, в соотвествии с падением чувствительности. Для этого нужно делать тесты.
  • Толщина подложки киноплёнок отличается от обычных фотоплёнок. Киноплёнки имеют более толстую подложку, что, в свою очередь, влияет на возможность транспортировки её внутри автоматических камер. Возможны проблемы. Поэтому, лучше снимать такие плёнки на механические камеры с ручной протяжкой плёнки.
  • Такие плёнки обычно намотаны в кассеты от цветных фотоплёнок, и DX-код на таких кассетах может не совпадать с чувствительностью киноплёнки. DX-код кодирует информацию о плёнке для камер, которые могут его прочитать: количество кадров в катушке, чувствительность. Выглядит он как черные и металлические квадратики на кассете. Нужно проверять, действительно ли, к примеру, Fuji Eterna 250D с упавшей до ISO 100 чувствительностью находится в правильной катушке, с DX-кодом, в котором прописано, что эта плёнка с ISO 100. Это нужно сделать, если вы планируете снимать плёнку в автоматической камере. Если ваша камера позволяет игнорировать DX-код и выставить свою чувствительность — вы должны знать, как это сделать, и обязательно вспомнить сделать это, после зарядки плёнки. Если об этом забыть, камера прочитает то, что на кассете и, если на кассете неверный DX-код, она будет снимать в соответствии с информацией на ней, что может привести к недоэкспонированию всей катушки, все кадры будут тёмными. Учитывая, что материал просрочен, это приведёт к очень плохому качеству итоговых снимков. Будьте внимательны!
  • Киноплёнки — не это не гарантия «киношных» цветов. Не надо думать, что снимая на такие плёнки вы получите цвета «как в кино». Вы получите определённого рода дисбаланс, который может иногда работать, но чаще всего, все кадры будут «как под фильтром», и если эффект будет не в тему, исправить это будет не так просто, особенно, если вы не очень разбираетесь в цветокоррекции.
    Содержание ↑

Что насчёт плёнки в бобинах?

Плёнка в бобинах — это та же самая плёнка, но немного дешевле, за счёт того, что это просто моток плёнки на сердечнике в черном пакете, без кассет. Покупать такую плёнку удобно, если у вас есть свои многоразовые 35мм катушки, их можно купить в интернет-магазинах, например, в ФотоАптеке. Также удобно, если у вас есть много одноразовых кассет от цветной плёнки со свободным кончиком, к которому можно прицепить скотчем новую плёнку (конечно же, делать это нужно в полной темноте). Такие кассеты можно попробовать поспрашивать в фотолабораториях, они их обычно выбрасывают. (Сам я никогда не спрашивал, но попробовать можно).

В бобинах лучше брать только чб плёнку, потому что её можно проявить не прибегая к помощи фотолабораторий. Цвет уже надо заряжать в соответствующие катушки от цветной плёнки с правильным DX-кодом (это такие квадратики снаружи кассеты сбоку, которые кодируют информацию о конкретной катушке, их можно и самому наклеить, при сильной необходимости). Не всегда такие катушки можно легко найти. Да и тащить в лабу не слишком надёжно намотанные ролики плохая идея.

Для зарядки кассет используется специальная машинка, весьма дорогая, это съедает всю выгоду, если не снимать много. Поэтому желательно иметь свою тёмную комнату, где можно без спешки вручную намотать себе плёнки сколько нужно из бобины. Подойдёт ванная комната с абсолютной темнотой (например, ночью в летнее время, или зимой вечером). Проверить, проникает ли свет в вашу тёмную комнату очень просто: посидите в ней 15 минут, через это время видны все засветки. Устраните их и заряжайте плёнку в кассеты. Можно также приобрести специальный светонепроницаемый рукав и делать всё в нём, но это не так удобно. Подробнее на эту тему я когда-нибудь напишу в отдельном посте.
Содержание ↑

Стоит ли брать просроченную пленку?

Только если она дешевая и у вас есть лишние деньги на эксперименты. Цвет хранится лучше, чем чб, поэтому предпочтительнее брать его. Перед покупкой такой пленки очень желательно узнать как она хранилась и какой у неё срок годности. Если в холодильнике или морозилке — это хорошо, если при комнатной температуре − не очень. Снимать на такую пленку надо с учетом падения светочувствительности в соответствии с временем прошедшим с даты просрочки. Для цветной плёнки, хранившейся в шкафу, 5 лет просрочки это примерно -1 стоп светочувствительности. Т.е., ISO 100 становится ISO 50-75, 200 становится 100-125, 400 становится 200. Высокочувствительная пленка хранится хуже и деградирует сильнее. Например, пленка с ISO 800 (если вы вдруг нашли такую) через 5-7 лет после срока годности может вполне оказаться ISO 250. Необходимо делать тесты. В любом случае, для просроченной пленки ещё важнее проявить её правильно. Не несите её в лаборатории, обратитесь к Игнату.

Помните о падении светочувствительности просроченных фотоматериалов, делайте коррекцию. Делайте тесты. Проявляйте правильно.

Есть неплохая ветка на форуме клуба «Дальномер» про проявку просроченных материалов, если у вас есть опыт проявки и вам нужны примеры составов для проявления, или вам интересно, что люди делают используя старые материалы, это отличное место, чтобы провести там пару вечеров (это длинная ветка).
Содержание ↑

У меня есть редкая просроченная плёнка (ORWO, Тасма, Свема и т.д.) можно ли её как-нибудь проявить?

Неотснятые плёнки производства Тасмы и Свемы (Тасма-64, Свема-64, 50, 130 и прочие с характерными дизайнами коробочек) можно попробовать использовать, если делать сильную поправку экспозиции при съёмке. Если фотоплёнка уже отэскпонирована, поправки нужно делать во время проявки. Но нужно понять, что качество изображения с такой плёнки чаще всего будет крайне плохим, чаще всего до такой степени, что изображения почти не будет видно. Это часто происходит из-за неправильного хранения таких матеиалов (вплоть до хранения на балконе десятками лет). Если вам непременно нужно проявить такое — пишите мне, контакты в конце поста. Никаких гарантий на эту проявку не даётся.

Старые плёнки производства ГДР (слайд ORWOChrom UT21, негативные ORWO NC-19, NC-21 и пр.) проявить сейчас в Казани проблемно — оригинальную химию под эти процессы не выпускают с середины 90-х годов. Но это возможно — вопрос только в цене и во времени. Некоторые чб материалы (ORWO NP22, NP20, ORWO UN 54) можно попробовать проявить по обычному чб процессу, но приемлимого результата скорее всего не будет (опять же, из-за плохого хранения). Во многом это чистая лотерея.

Внимание! Не пытайтесь нести такие плёнки в фотолаборатории, даже если вы уговорите оператора принять плёнку, ничего хорошего из этого не выйдет! Вы испортите химию в машине и плёнки других людей!

Существуют варианты покупки химии у энтузиастов и попыток проявки с коррекциями. Это дорого, долго и отнимает много сил, но если у вас сильное желание проявить такое — пишите мне, можно что-нибудь придумать.

Содержание ↑

Где купить оборудование и химию для проявки черно-белой пленки?

В интернет-магазинах, указанных выше. Подробный пост про то, что конкретно нужно купить будет позже.
Содержание ↑

Где купить химию для проявки цветной пленки?

Наборы для проявки цвета бывают в интернет-магазинах, ссылки на которые я дал выше. Но для начала ознакомьтесь с инструкцией, как проявлять цвет, это не так просто, как проявить чб, два раза подумайте, нужно ли это вам.
Содержание ↑

Где распечатать фотографии с плёнки?

Чтобы напечатать фотографии с плёнки, нужно сначала её оцифровать (отсканировать), а затем напечатать получившиеся изображения также, как цифровые снимки. Например, в фотосалоне, или на цветном струйном принтере, где он есть.
Содержание ↑

Где напечатать снимки оптически в Казани?

Можно купить всё необходимое и напечатать у себя дома. Либо у Игната. Либо у меня. Или в «Среде» (но это в Москве), там теперь печатают даже с электронных носителях оптически.

Содержание ↑

Моя плёнка порвалась внутри камеры / не сматывается / открылась задняя крышка фотоаппарата (и другие проблемы), можно ли как-то спасти кадры?

Если после съёмки вы начали сматывать плёнку, но что-то пошло не так, например, вы поняли, что порвали плёнку, то ни в коем случае не открывайте заднюю крышку фотоаппарата! Несите всю камеру прямо так ко мне, я открою её тёмной комнате, разберусь в чём дело и приму необходимые меры. Если вы открыли заднюю крышку, или она открылась сама: закройте её сразу же и также несите камеру ко мне. Если вы случайно открыли крышку и сразу же её закрыли (5-10 секунд), то пропадут только несколько последних кадров и несколько последующих. Это можно учесть и снимать дальше, либо, если это случилось в конце плёнки, смотать её и нести на проявку. Если крышка была открыта долго, то скорее всего, большинство кадров засветились либо полностью, либо частично (большая часть кадра). Внимательно изучите инструкцию к камере: как фиксируется задняя крышка, как она открывается. Например, на зенитах замок задней крышки можно случайно открыть, сдвинув задвижку сбоку камеры. Нужно об этом знать и пользоваться камерой осторожно. Если у вас проблемы при самостоятельной проявке плёнки − пишите мне, подробно описав все условия. Если появились проблемы с камерой: заело взвод, не жмётся кнопка спуска, не работает какая-то функция − также пишите мне, с подробным описанием проблемы. Я посоветую что делать и куда обращаться
Содержание ↑

Важные примечания

Стоит заранее проверить фотоаппарат, в который вы заряжаете фотоплёнку: посмотреть, работают ли все выдержки, не рассыпался ли поролон по краям задней крышки, нормально ли работает экспонометр, устанавливаются ли корректно все значения диафрагмы. Если у вас Зенит или ФЭД — сделать это нужно обязательно. Особенно в советских камерах не стоит рассчитывать на экспонометры. Скачайте приложение для замера экспозиции, я пользуюсь этим. Разберитесь, как работает это приложение заранее, это нетрудно. Скачайте инструкцию к камере и научитесь устанавливать выдержку и диафрагму. Если вы не знаете, как, что и зачем устанавливать — сначала изучите теорию, для этого можете прийти на мои фотовстречи, о них можно узнать написав мне. Только когда камера исправна и вы понимаете, как она работает, и что на ней устанавливать, чтобы вышла нормальная картинка, можно покупать плёнку и снимать. Иначе результаты слишком непредсказуемы, а всё удовольствие стоит сейчас недёшево. Если вам важен процесс, а не результат, то можно снимать как и на что угодно.
Содержание ↑

Контакты

Быстрее всего связаться со мной можно через Вконтакте — пишите мне в личку. Если вам кто-то дал мой номер телефона — не звоните мне, пишите только в личку вк. Напоминаю, что я проявляю только чёрно-белую плёнку, также, в наличии у меня только чёрно-белая плёнка, цвета нет, если я не указал иное выше.

Если этот пост был вам полезен, вы можете задонатить немного денег в качестве благодарности тут: https://www.donationalerts.com/r/endingmirage

Ну, и раз вы дочитали до конца, посмотрите мои фотографии, меню слева. Спасибо.