Киноплёнки для любительской фотосъёмки

Fujifilm Eterna 250D

Общая информация

В последнее время для фотолюбителей стала доступна разная цветная киноплёнка формата 35мм от двух производителей: Kodak и Fuji. Это такие плёнки как Fuji Eterna 250D, 500T, F64D, Kodak Vision 3 250d, 500T, 50D и т.д. Изначально, эта плёнка предназначена для съёмок кинофильмов, в специальных больших кинокамерах, поставляется она в бобинах. Сейчас энтузиасты находят эту плёнку, наматывают её в стандартные катушки для узкой фотоплёнки и снимают на неё. Далее проявляют в химии для проявки цветных плёнок, часто, это процесс C-41, вместо нужного для киноплёнок ECN-2 (Eastman Color Negative). На самом деле, C-41 и ECN-2 довольно похожи по результату, хоть и отличаются по составу химии. Можно считать, что киноплёнку вполне успешно можно проявлять в C-41, соблюдая правильный режим проявки.

В целом, вариант съёмки на киноплёнку неплохой, но есть некоторые особенности, о которых будет рассказано в этом посте.

Виды киноплёнок

Все киноплёнки условно делятся на категории:

  • для натурных съёмок
  • для съёмок в павильоне

Каждая из этих категорий имеет свою светочувствительность и цветовую температуру, например:

  • для натурных съёмок — E.I. (Exposure Index) 50 (64), 5600°K (Daylight, дневной свет, также, свет фотовспышки)
  • для съёмок в павильноне — E.I. 250, 500, 3200°K (Tungsten, искуственный свет)

Что такое цветовая температура можно почитать здесь

E.I. — Exporuse Index — это предложенное производителем оптимальное значение чувствительности по ISO, которое стоит устанавливать на экспонометре при съёмке. E.I. может отличаться от реальной чувствительности плёнки по ISO. Как замерять свет и какую чувствительность использовать выбирает оператор камеры, на основе тестов. В нашем случае, можно отталкиваться от того, что можно использовать E.I. как ISO. Т.е., плёнки с E.I. 50 можно экспонировать как ISO 50. Далее, в зависимости от полученных результатов делать (или не делать) коррекции. В этом посте я везде использую ISO, любые коррекции вы должны уже делать сами, на основе своих тестов

Может показаться, что это отличается от обычных фотоплёнок, где указана только чувствительность по ISO (100, 200, 400). Однако, все фотоплёнки тоже сбалансированы под определённое освещение. Например, некоторые низкочувствительные — под дневное: Kodak ColorPlus 200, Fuji C200. В то же время, есть плёнки, которые являются универсальными, на которые можно снимать как днём, так и в помещении, при искуственном свете, так и со вспышкой, например Kodak Ultramax 400, Fuji Superia X-TRA 400. Наиболее частой ошибкой при съёмке на плёнку как раз и являвется съёмка в помещении на дневную плёнку, что ведёт к желтизне на снимках, даже учитывая автоматические коррекции сканеров при оцифровке.

Для того, чтобы цвета были относительно верными сразу, необходимо использовать каждую плёнку в тех условиях, для которых она была сделана. Если это игнорировать, то цвета «уедут», иногда, довольно сильно. Корректировать это на постобработке будет сложнее (но тоже можно, если вы умеете).

❤️ Этот блог существует без рекламы, на пожертвования читателей, помогите сохранить его, поддержите меня

Коррекция оптическими фильтрами

Чтобы использовать дневную плёнку при свете ламп накаливания, а плёнку для искуственного освещения — на улице, нужно накручивать на объектив специальные корректирующие конверсионные фильтры. Необходимо только учесть, что они также уменьшают количество света, который через них проходит, поэтому нужно компенсировать это (давать плёнке больше света). Насколько сильно компенсировать зависит от конкретного фильтра, я указываю компенсацию для фильтров Tiffen и Hoya (наиболее распространены). Так как потери весьма существенные, использовать фильтры я рекомендую только со свежими плёнками Kodak. Плёнки Fuji уже потеряли слишком много чувствительности, чтобы ещё уменьшать её фильтрами, снимайте на неё без них, корректируйте на постобработке.

  • Для съёмки плёнки, сбалансированной под искуственное освещение днем, например, Kodak 500T днём — нужен фильтр 85a. Он конвертирует источники света с температурой 5300°K в 3200°K. Коррекция фильтра: 2 ступени (снижает ISO свежей плёнки 500T до ISO 100-125; просроченной, с остаточным ISO 200 — до ISO 32-50)
  • Для съёмки плёнки, сбалансированной под дневное освещение в условиях искуственного освещения, например Eterna 250D в помещениифильтр 80a (конвертирует источники света 3200°К до 5500°К

Также, не стоит забывать, что если вы снимаете на просроченную киноплёнку, например, на Fujifilm (которая просрочена на данный момент вся), то фильтры помогут вам только до определённой степени, разбаланс цвета будет всё равно. Конечно, снимая на плёнку, мы не ожидаем идеальных цветов (что бы это ни значило), скорее даже наоборот, мы хотим особенных цветов, что для кого-то уже несколько ближе к ломографии.

Можно снимать вообще без фильтров и корректировать позже. Или не корректировать, и оставить всё как есть, для кого-то это тоже вариант.

Доступные плёнки

Сейчас для фотографов наиболее доступны следущие киноплёнки:

Fujifilm

Про Fujifilm стоит упомянуть, что эта фирма больше не выпускает киноплёнок. Поэтому всё, что вы найдёте — это просрочка разной степени сохранности. Цвета на просроченных плёнках уже по определению не те, что были заложены в плёнку изначально, нужно это учитывать. Плёнка Fuji часто нестабильна, одна катушка может получиться хорошо, другая — гораздо хуже. Также, нужно учитывать, что чувствительность у этих плёнок упала, по сравнению с номинальной.

Абсолютно точно необходимо сделать тесты вашей конкретной плёнки перед любыми важными съёмками, как и с любой просрочкой. Если тесты не сделать, то результат может быть непредсказуемым.

В описании я указываю рекомендуемую чувствительность, на которой стоит снимать. Сильно важные съёмки, возможно, стоит доверить свежим плёнкам.

  • F64D — Низкочувствительная плёнка, сбалансированная под дневное освещение, с умеренным зерном и хорошей насыщенностью цветов. Рекомендации: съёмка только в яркий солнечный день / малооблачный день как ISO 32, 50, либо съёмка со вспышкой. Не помешает штатив
  • 250D (обзор плёнки) — Умеренно чувствительная плёнка для съёмки днём. Насыщенность цветов либо низкая, либо нормальная. Рекомендации: съёмка днём, в яркий солнечный день, при переменной облачности, при пасмурной погоде (но тогда может пострадать и так небольшая насыщенность цветов). Снимать лучше как ISO 100, 125. Наиболее распространена. Возможно, пригодится штатив. В помещниях включайте вспышку

У Fuji были и другие плёнки, но их уже найти слишком сложно. На практике, сейчас можно без проблем купить только 250D и F64D, остальное нужно либо ждать, пока появится на барахолках, либо заказывать издалека, что невыгодно. Вы можете ознакомиться с полным списком того, что предлагала Fuji на её официальном сайте.

Kodak

В отличие от Fujifilm, Kodak до сих пор выпускает киноплёнку под процесс ECN-2. Плёнку можно купить свежей, а значит, от неё можно ожидать корректных цветов и номинальной чувствительности. Однако, стоит помнить, что просроченная плёнка от Kodak тоже существует, и нужно дополнительно уточнять, свежую ли вы плёнку берёте.

Во многом, плёнки Fuji и Kodak аналогичны по характеристикам в плане номинальной чувствительности и цветовой температуры. Но так как Fuji осталась только просрочка, а у Kodak есть свежая плёнка, на практике разница есть.

  • VISION3 50D — дневная плёнка, низкая чувствительность. Хороший контраст и насыщенность
  • VISION3 500T — плёнка под искуственное освещение, адекватный выбор для съёмки в помещении, при наличии хорошего света

Остальные плёнки от Kodak менее распространены, поэтому я их не упоминаю.

Особенности съёмки на киноплёнку ECN-2

Конечно же, используя негативный материал не по назначению мы должны помнить о важных моментах:

  • Сажа. Киноплёнки производятся со специальным дополнительным сажевым слоем, который необходим ввиду специфики использования такой плёнки в кинокамерах. Из-за этой сажи, такие плёнки нельзя нести в обычные фотолаборатории. Даже если у вас примут там эту плёнку — вы засорите проявочную машину, испортите чужие плёнки. Не надо так делать. Несите такую плёнку туда, где её могут проявить: любителям энтузиастам.
  • Толщина подложки киноплёнок отличается от обычных фотоплёнок. Киноплёнки имеют более толстую подложку, что, в свою очередь, влияет на возможность транспортировки её внутри автоматических камер. Возможны проблемы. Поэтому, лучше снимать такие плёнки на механические камеры с ручной протяжкой плёнки.
  • Такие плёнки обычно намотаны в кассеты от цветных фотоплёнок, и DX-код на таких кассетах может не совпадать с чувствительностью киноплёнки. DX-код кодирует информацию о плёнке для камер, которые могут его прочитать: количество кадров в катушке, чувствительность. Выглядит он как черные и металлические квадратики на кассете. Нужно проверять, действительно ли, к примеру, Fuji Eterna 250D с упавшей до ISO 100 чувствительностью находится в правильной катушке, с DX-кодом, в котором прописано, что эта плёнка с ISO 100. Это нужно сделать, если вы планируете снимать плёнку в автоматической камере (что само по себе уже не очень хорошая идея). Если ваша камера позволяет игнорировать DX-код и выставить свою чувствительность — вы должны знать, как это сделать, и обязательно вспомнить сделать это, после зарядки плёнки. Если об этом забыть, камера прочитает то, что на кассете и, если на кассете неверный DX-код, она будет снимать в соответствии с информацией на ней, что может привести к недоэкспонированию всей катушки, все кадры будут тёмными. Учитывая, что материал просрочен, это приведёт к очень плохому качеству итоговых снимков. Будьте внимательны!
  • Киноплёнки — это не гарантия «киношных» цветов. Не надо думать, что снимая на такие плёнки вы получите цвета «как в кино». Вы получите определённого рода разбаланс, который может иногда работать, но чаще всего, все кадры будут «как под фильтром», и если эффект будет не в тему, исправить это будет не так просто, особенно, если вы не очень разбираетесь в цветокоррекции.

Где купить киноплёнку

Я рекомендую искать на онлайн-барахолках, на авито часто бывают интересные варианты. Теоретически, возможно заказать бобину от самого производителя, или от официального реселлера, но этот вариант подразумевает, что вы возьмёте целую бобину, что очень дорого. Можно попробовать складываться с другими фотолюбителями и заказывать. При этом, придётся искать пустые катушки и самостоятельно наматывать в них плёнку. Другой, более удобный вариант это покупка уже намотанных плёнок, например в онлайн-магазинах или на маркетплейсах. Ценник там высокий, но ради одного-двух раз можно потратиться. Всё же, предпочтительно взять несколько роликов, которые намотали энтузиасты, понять, подходит ли вам киноплёнка вообще и дальше уже решать, закупать объёмы побольше или перейти на что-то ещё.

Где проявить киноплёнку

Вариантов несколько:

  • Проявка в лаборатории, где осуществляют проявку плёнку по процессу ECN-2. Этот вариант доступен только тем, кто живёт в Москве и Санкт-Петербурге. Простой запрос в поисковых системах выдаст вам варианты
  • Проявка у частных лиц — энтузиастов. Вполне возможно, что в вашем городе есть человек, который увлекается съёмкой на киноплёнку и уже научился сам её проявлять. Можете написать мне, иногда я проявляю такие плёнки
  • Самостоятельная проявка. Необходимо будет заказать всю химию, приготовить растворы, изучить технологию. Самый сложный вариант, но если вы уже умеете проявлять чёрно-белую плёнку, то это будет не так сложно. Процесс проявки не самый быстрый и довольно трудозатратный, по сравнению с чб процессом, но вполне осуществимый

Не стоит забывать, что вам нужно будет ещё и отсканировать плёнку, что несколько увеличит расходы. Если у вас есть свой сканер, то киноплёнку придётся ещё научиться сканировать и обрабатывать, так как сканеры не всегда правильно понимают такие материалы. Иногда обработки нужно меньше, иногда больше, но она необходима.

Выводы

Цветная киноплёнка привлекает своей относительной дешевизной, и, несмотря на сложности с проявкой, может вполне удовлетворить потребности любительской фотосъёмки. Это ещё один вариант, который сейчас можно попробовать, учитывая, как сейчас обстоят дела с цветной плёнкой в мире в целом, варианты — это всегда хорошо. Пока ценник ниже, чем новая цветная плёнка, это, может быть даже единственный вариант для многих, у кого просто нет бюджета стабильно снимать на обычные плёнки. Что ни говори, а плёнка затягивает, и хотя бы небольшая экономия на материале может в долгосрочной перспективе быть важной для начинающих. Иногда необычные цвета идут бонусом.

На киноплёнку снимать можно, но только при условии, что вы понимаете все подводные камни такого варианта, и если у вас есть к ней доступ. Обязательно необходимо сделать тесты, если вы собираетесь снимать что-то серьёзное (например, коммерческое).

Если вы снимали на любую цветную киноплёнку — пишите в комментариях, прислайте снимки, было бы интересно посмотреть, узнать ваш опыт.

Спасибо за чтение.

 

 

Comments

Comments