Андрей Чежин «33х9» в Галерее Классической Фотографии

Андрей Чежин — один из первых фотографов, которых я приметил, когда начал увлекаться аналоговой фотографией. Его фотографии довольно легко и просто появляются в результатах поиска по самым разным запросам в поисковиках. Войдя в мир ручной печати, не заметить Чежина трудно. Постоянно показывая что-то новое и необычное в форме ручных отпечатков, Чежин не отпускает, заставляет возвращаться к своим работам. Конечно же, многие видели его серии про Петербург, где город то погружается под воду («Невская купель»), то оказывается среди облаков («Град небесный»), то «ощупывается» руками («Город на ощупь»). Многим также известны его фотосерии, связанные с канцелярской кнопкой. Чежинская кнопка давно вышла в трёхмерный мир — это и арт-объекты, даже целый музей, посвящённый только ей… Чежин — экспериментатор, его метод — изучение возможностей медиума, игра с ним. Поэтому, его работы интересны.

Однако, большинство его снимков можно увидеть только в интернете, на его сайте, например. Конечно, аналоговая фотография многое теряет, будучи показанной через экран, об этом постоянно думаешь, когда смотришь сканы и репродукции отпечатков. И вот тут новая большая выставка в Галерее Классической Фотографии в Москве приходится как нельзя кстати, наконец-то, можно увидеть работы Чежина в объёме, который адекватно передаёт его творчество.

«33×9» — концептуально оформленная выставка, которую можно считать ретроспективой, в то же время, это реконтекстуализация всего творчества Чежина. То, что любит делать автор: работа с архивом, нахождение новых связей. 9 раз подряд. Этот метод можно считать неким «метаметодом», сборка серии из других серий. Когда у тебя большой объём работ, открывается такая возможность. Этой возможностью Чежин пользуется на всю катушку.

33 человека, снятые самым разным образом, и переиначенная печать, новая старая игра. Работы сгруппированы, это коллажи из работ, которые сами часто являются коллажами: Чежин печатает портрет, потом печатает тот же портрет снова, но на бумаге красного цвета, вырезает разного рода фигуры, сопоставляет их с оригинальным отпечатком, находит связь с супрематизмом, а тут уже и специфика фотографии делает своё дело — изображение говорит по-новому. Красный, как активный, яркий, вносящий контрасты разного рода — субверсия жанра монохромного аналогового отпечатка.

Или портретные мультиэкспозиции, где человек предстаёт в разных ракурсах одновременно, фотографический оммаж Пикассо, снова через специфику медиума выявляет диалектику человеческого: любая личность — совокупность разных, то смежных, то прямо противоположных сторон. При этом, эти серии могут быть в одном большом коллаже, создаётся некий метанарратив, который не существовал до этого. И так с другими сериями тоже, они перекликаются по-разному, иногда удачнее, иногда не очень, но это уже некое полотно, где появляется эффект мозаики, происходит усложнение, повышается ресурс для повторного просмотра. Это интересно.

Объём выставки сначала несколько сбивает с толку, тут очень много всего. Весь второй этаж галереи, все стены в снимках. Развеска тоже под стать работам: динамика создаётся взаимным расположением блоков работ, меняется их высота, положение относительно краёв стен, углов. Эту тонкость даже не сразу замечаешь, настолько работы доминируют. Но когда осознаёшь работу по развеске, которая была проделана, становится понятно, что так оно и должно быть, это гармонично, при внешней иногда хаотичности. Мне нравится.

Тут же и информационные стенды, где каждый отдельный проект имеет своё описание, но прочитать всё довольно сложно, текст, хоть и свёрстан прилично, проигрывает визуальному. Сначала, конечно, смотришь картинки. Отдельное время посвятить тексту можно, но прочитать всё — сложно. Однако, это обязательная часть, так что, спасибо, что есть пояснения, это даёт более полное понимание для всех желающих.

В целом, Чежин в Москве — прекрасная возможность погрузиться в самобытный и экспериментальный мир автора, напрямую дать работам воздействовать на тебя, минуя все препятствия современного мира, смартфон или монитор. Реальные отпечатки хороши, радуют глаз.

Выставка рекомендуется к посещению всем любителям фотографии.

Выставка проходит в Галерее Классической Фотографии с 21 июня по 25 сентября 2022 г.

Куратор: Олег Арнаутов

Пресс-релиз на официальном сайте