Борис Давыдов — Послание Друзьям из прошлого века

Это оригинальный пост 2016-го года из моего жж

Борис Давыдов — скрытый от широкой общественности автор, его в Казани текущее поколение фотографов практически не знает. Он оказался незаслуженно забыт, и очень приятно видеть, что есть люди, которым важно, чтобы работы фотографа увидели свет, чтобы их увидели другие люди. В первый раз я наткнулся на его снимки в каком-то блоге, то ли на тумблере, то ли где-то ещё, и был приятно удивлен, что это снял казанец, человек, который жил и снимал в моем городе. Кадры Давыдова для меня в этом смысле родные — его манера снимать город, философия, метафизика близки мне. История выставочных кадров получилась необычной: архив ушедшего фотографа восстанавливали, так как он был одно время утерян, и найден только лишь чудом. Как-то так получилось, что архив оказался на помойке, многие отпечатки утеряны навсегда. Однако, негативы были возвращены к жизни, отсканированы Валерием Павловым, а Ляля Кузнецова смогла все организовать и довела огромную работу до выставки. Это казанские фотографы «старой школы», которые несомненно заслуживают уважения. Усилия этих людей трудно переоценить. Работы висят, многие из них я не видел.

В экспозиции висят работы из городской серии «Решетки», портреты, натюрморты, жанровые зарисовки. Смотреть на них интересно, они притягивают четкостью форм, силами линий, атмосферой. И город, и люди, и предметы у Давыдова представлены в своих вневременных чертах. В то же время, есть что-то такое, что никак не дает сказать, что темы раскрываются «в лоб». Автор всегда рядом, его дух запечатлен в каждом кадре. Это одна из тех вещей, которые я так ценю в фотографии.

Женское у Давыдова всегда выражалось немного странно, в хорошем смысле. Это и лысая модель, и ракурсы, и позы. Попытки перейти ту грань, где заканчивается академизм и начинается что-то необычное, весьма успешные. Смотреть интересно.

Выставка проходила в Галерее современного искусства с 8 июля по 9 августа 2016-го года.


Борис Давыдов – автор выставок, посвящённых архитектурной Казани. В конце 1970-х он одним из первых в Казани открыл тему женской красоты. Ей были посвящены многие его фотовыставки и альбомы. Работы Давыдова не раз награждались дипломами и почётными грамотами.

Борис Сергеевич Давыдов родился в Казани. Работал на катере мотористом. Младший брат, уходя в армию, оставил ему свой фотоаппарат для «семейной хроники». Уроки брата по проявке и печати Борис усвоил быстро и легко. Так же быстро всерьёз увлёкся фотографией. Даже освоил заочные курсы светописи в Москве. В поисках работы фотографом уехал в Воркуту, где стал фотографом на местном телевидении. Работа на Севере обогатила творческий багаж Давыдова, в Казань он вернулся с большой коллекцией ярких фоторабот. Вступил в только что организованную группу «ТАСМА». Очень скоро стал одним из лидеров «ТАСМЫ», поражая и удивляя коллег смелостью композиций, нестандартным мышлением и ярким световым рисунком. В его работах меньше всего было социальной направленности, зато они были полны поисками формы и световых решений. Талант и профессионализм проявлялись во всех его фотопроектах. Работал фотографом в Главном архитектурно-планировочном управлении Казани. В его мастерской постоянно встречались члены группы «ТАСМА».

Выставка «Послание друзьям из прошлого века» организована друзьями и коллегами Бориса Давыдова в память о чувствительном и утончённом фотографе. В залах Галереи современного искусства представлено около 90 работ из серий «Репортаж», «Решётки», «Женщины» и «Натюрморт».

Источник пресс-релиза: официальный сайт ГМИИ РТ