О силе фотографии

Фотография имеет определенную силу менять умы людей. Вложив время и усилия в свои навыки, и в навыки других, отголоски этой силы слышишь все чаще. Интересно и приятно узнавать, что я косвенно повлиял на кого-то, на чьи-то мысли о фотографии. Это связи людей, передача эмоций. В книге «Рассказы о фотографах и фотографии» Никитина (которую я всячески рекомендую) была такая история: автор рассказывает про свою семью, как суета и повседневные заботы утомляли его близких. И вот, он показывает матери и отцу снимки Йозефа Судека. Родители, не сильно привыкшие снимать стрессы искусством, а тем более фотографией (которая тогда и за искусство принималась с натяжкой) признали красоту картинок и уделили им должное внимание. Получив опыт совершенно другого рода, отличный от того, который тогда получали люди от снимков. Недавно, я услышал похожую историю. Сила присутствует у фотографии и сейчас, несмотря на то, что она борется за наше внимание с соверешенно другими медиумами в искусстве, которые имеют, казалось бы, куда большее влияние. Когда фотография одолевает, овладевает — сила изменять человека чувствуется очень хорошо. Фотография остается с нами, меняет нас, делает лучше. Она не предает. Это ценно.

  /  Permalink  /  

О насмотренности

Снимать фотографии осознанно − это всегда труд, даже когда мы не подразумеваем «серьезную» фотографию. Будучи фотолюбителем, сложно вернуться в то время, когда мы снимали не задумываясь о композиции, о взаимоотношении объектов в кадре, о концепте, в конце концов. Мы взяли эти вещи под контроль и научились пользоваться ими сносно, в той или иной степени. Когда это происходит, мы, обычно, уже заинтересованы так, что часть нашей жизни занимает просмотр чужих снимков. Интересно, что делают другие. Мы начинаем находиться под влиянием чужих изображений. Тут начинает играть важную роль то, что мы смотрим и как. Включается фактор насмотренности. Об этом, а также о творчестве в целом, и хочется сегодня поговорить.

Насмотренность − это некий визуальный опыт конкретного фотографа. То, что он увидел и осознал, однако, не обязательно понял и принял. Каждый человек видит в день сотни изображений, но фотограф добавляет к этому «казуальному» опыту ещё и другие, «необязательные» изображения. Специфика визуального искусства как бы обязывает. И тут есть распространенное мнение, что смотреть нужно лучших: классиков. Довод имеет смысл, особенно на начальных этапах становления визуального вкуса фотографа, необходимо посмотреть эти классические кадры, просто чтобы их знать. Что упускается из виду, на мой взгляд, это тот факт, что на классиках фотография не заканчивается. Более того, смотреть исключительно классику в каком-то смысле вредно.

Фотография уже давно перешла во что-то большее, интегрировалась в другие области, например, в концептуализм. Став визуальным рупором современного искусства, фотография призывает искать новые формы, новые пути. Довольно сложно создать что-то новое, глядя только на старое. Поэтому, классику знать нужно, но постоянно шерстить альбомы Брессона − это как минимум скучно. При всей любви к классикам, фотография стала настолько разнообразной, современники делают столько всего, что держать фокус только на прошлом уже слишком однобоко. Взгляд фотографа должен быть направлен в обе стороны − и в прошлое, и в будущее, ощущая, в то же время, настоящее. Насмотренность должна быть широкой. 

Создавая свои изображения, нужно всегда иметь ввиду это «настоящее». Часто, фотографов критикуют за то, что они, якобы, не делают ничего нового. «Все это уже было» − колкая фраза, услышать которую очень неприятно. С одной стороны, «ничто не ново под луною», с другой, вбирая в себя коллективную визуальную память, человек (на первых этапах минимум) неосознанно повторяет, моделирует увиденное ранее, с определенными поправками, конечно, и в этом есть слабая, но новизна. Видение каждого человека немного отличается от видения других, и это прекрасно. Увеличить этот разрыв между «коллективной» памятью общества и индивидуальным выражением себя − такая цель видится мне интересной.

Со временем, когда опыт накапливается, все самые интересные снимки в итоге исторгаются. Момент пересечения исключительного сосредоточения визуального опыта личности и… случая. Исторгая из себя кадр, фотограф концентрирует в нем свой внутренний мир. Чаще всего, фотограф делает это неосознанно и он не понимает этого, не осознает. Понимание приходит только позже. Вроде была тестовая съемка, а кадр вышел таким «странным». В такие моменты будто возвращаешься к старому себе, который не скован всеми этими правилами, обдумываниями кадра. В этом может быть не только персональная новизна, но и объективная, «общая». Сказать что-то новое − значит найти новые связи. Такое случается довольно редко, и чтобы повысить шансы нужно иметь хорошую базу, нужно создавать условия. Насмотренность, как часть этих условий помогает, ещё больше она помогает если вы берете шире область, где вы смотрите, ищите. 

Когда начинаешь снимать не для кого-то, а исключительно для себя, в любом случае начинаешь отходить от «мейнстрима» в фотографии. Снимки − это отражение личности автора, и личность диктует визуальный язык. Индивидуальность проявляется сильнее, и вместе с этим − желание не иметь ничего общего с общепринятым. Именно поэтому часто новое отторгается другими: оно слишком непохоже, риторика образов порой бывает такой, что её сложно принять. И только время показывает, было ли это чем-то, что создает внутри зрителя отдельную полочку, или это было просто ещё одним фарсом. Важно делать свое дело и не бояться экспериментировать. А чтобы это было возможно, надо смотреть во все стороны. Тренировать восприятие.

  /  Permalink  /  

Сознательное и бессознательное в фотографии

В этом посте речь пойдет о процессе создания снимка. Чаще всего, мы видим уже готовый результат работы: картинки в социальных сетях, на выставках. Иногда можно увидеть и бекстейджи, но чаще всего их нет. Для меня, каждая съемка это деление процесса на две составляющие: техническую и «креативную». В зависимости от того, с какой целью делается снимок, превалирует либо одно, либо другое. Техническая часть — это все наши наработки, все наши средства, которые позволяют сделать кадр в принципе. Сюда входит как техника, так и наши умения, опыт. Это сознательное. Мы четко понимаем как что работает (в идеальном случае), знаем, какие нам нужны настройки, объективы, камеры, пленка, свет и прочее. Очень большая часть нашего внимания уходит именно на это. Со временем, мы учимся делать снимки выбирая те или иные средства уже на автомате, потому что мы помним, у нас есть опыт. Иногда мы можем даже экспериментировать, зная свои возможности, на что способна камера или пленка, например.

Интереснее вторая часть: «креативная». Это то, что мы, собственно, хотим снять. Как это работает? Сначала, в идеале, мы собираем библиотеку изображений. В библиотеке могут быть не только фотографии, но и видео, иллюстрации, какие-то вещи в реальном мире. Здесь есть такие подходы: либо мы собираем все подряд, либо собираем «исходники» для конкретной съемки. Во втором случае эта мини-библиотека называется «мудборд» и она очень помогает на съемке. Когда вы разобрались с технической частью, самое время посмотреть на мудборд и начать с чего-то будет проще. Более общая, глобальная же библиотека работает на ваше бессознательное, формирует ваш визуальный вкус и создает нужный фон для вашего твочества. Коллекционируйте фишки, идеи, формы. На их основе гораздо проще создавать что-то свое. В целом, во время съемки, важно не тыкаться в мудборд каждую минуту, важно помнить, что вообще в мудборде есть, отталкиваться от общего замысла, настроения. И, если все идет хорошо, вам в голову идеи придут сами. Это награда бессознательного за все те десятки и сотни тысяч просмотренных снимков. Также, очень важно правильно настроить ленты новостей в социальных сетях. Глядя на сотни фотографий в своих ежедневных потоках изображений, уже с легкостью можно категоризировать те или иные чужие снимки: куда смещен баланс. И чаще всего это смещение идет в техничность. Вас не должно это сбивать с толку: да, многие снимают только для того чтобы повторить кого-то, но это не является чем-то плохим. Хотя, если в фотографии нет чего-то от себя, то она часто просто скучна, скучна тем, у кого визуальный опыт позволяет понять, откуда взято без своих изменений. Главное это отфильтровать весь мусор и смотреть только то, что нравится. Вкусы, конечно же, со временем меняются, поэтому важно давать возможность чему-то новому попасть в ваш кругозор. Постоянно ищите что-то ещё, но не забивайте ленты слишком сильно. Окружите себя хорошим контентом. В идеале — и хорошими людьми, которые тем или иным способом занимаются визуальной культурой. И тогда бессознательное сможет вам помогать эффективнее.

  /  Permalink  /